Управленческие решения как фактор неэффективного использования бюджетных средств
Использование бюджетных средств вопреки бюджетным программам не позволяет подготовить высококвалифицированные кадры для нужд отечественной экономики, создать новейшие технологии, обеспечить рост фондовооруженности предприятий. Г. Мэнкью утверждает: "Фундамент высокого уровня жизни - это повышение производительности, а значит, обеспечение доступа работников к образованию, передовым технологиям, средствам и орудиям труда". Неудачные управленческие решения, независимо от отрасли или сферы экономики, тормозят позитивные сдвиги в вопросах роста производства, наращивания ВВП, уровня и качества жизни населения.
Непрофессиональные управленческие действия, начиная с планирования и заканчивая финансированием, невыполнение требований Бюджетного кодекса, которые содержатся в п. 6 ст. 7 и предусматривают достижение целей с максимальным результатом при использовании запланированных бюджетных ассигнований, являются причинами неэффективного использования средств. Расходы госбюджета по своей сути - экономический инструмент обеспечения справедливости и полезности по отношению к каждому гражданину. Они должны направляться на выравнивание доходов отдельных слоев населения, что может быть достигнуто только в условиях экономического роста и демократического развития общества.
Изменить ситуацию, связанную с ростом количества принятых неэффективных управленческих решений, и уменьшить масштабы бюджетных нарушений можно за счет совершенствования бюджетного законодательства. Приведенный в Бюджетном кодексе перечень бюджетных нарушений (ст. 116) не включает всех их возможных видов, в том числе вызванных такими неэффективными решениями. По нашему мнению, в ст. 116 необходимо нерациональное использование суммы от 1 млн. грн. признать нарушением, если речь идет о несоблюдении норм бюджетного законодательства относительно составления, рассмотрения, утверждения, внесения изменений, выполнения бюджета и отчете об этом. Процесс должен сопровождаться дисциплинарно-административными или судебными мероприятиями, которые влияют на лица, допустившие данное нарушение.
Со временем эту сумму можно было бы снизить, например, до 700 тыс. грн., далее - до 500 тыс., а потом еще уменьшать, вплоть до полной ликвидации бюджетных нарушений. Необходимо вовремя и квалифицированно вносить изменения и дополнения в Бюджетный кодекс и другие законы с целью уменьшения количества нарушений и повышения эффективности использования бюджетных средств.
Применение ступенчатой структуры ответственности за совершенное бюджетное нарушение будет дисциплинировать всех участников процесса, способствовать их стремлению решать безотлагательные проблемы и ликвидировать существующие пробелы, в том числе в законодательстве и нормативно-правовом обеспечении. Кроме того, участники бюджетного процесса, готовя отчет о завершении программы и использовании бюджетных средств, должны предоставлять главному распорядителю информацию о достигнутых фактических результатах, а тот, в свою очередь, - правительству для корректировки, реагирования и принятия соответствующих мер. Отчитываться нужно не формально, а обязательно указывать и обосновывать причины задержки, частичного невыполнения программы или полного ее срыва, акцентировать внимание на тех недостатках, которые, по мнению распорядителя средств, тормозили полномасштабную реализацию мероприятий.
Необходимо законодательно закрепить норму, по которой распорядители и получатели бюджетных средств (в лице их руководителей) за впервые выявленные контрольными органами бюджетные нарушения в размере до 1 млн. грн. предупреждаются, во второй раз - получают строгий выговор, в третий - увольняются с должности. Другого пути, чтобы изменить ситуацию, сложившуюся с бюджетными нарушениями, практически нет. Оценивать же работу руководителей центральных и местных органов власти стоит по конкретным результатам их деятельности, а также достигнутым ими и их структурными подразделениями определенным показателям в экономической, социальной, экологической и других сферах общественной жизни.
За счет переобучения и повышения квалификации управленцев необходимо постепенно менять взгляды распорядителей и получателей бюджетных средств на выполнение поставленных перед ними задач. Это даст возможность сформировать новую генерацию эффективных менеджеров, а всем должностным лицам в сфере государственного управления - осознать, что принимать своевременные, эффективные, квалифицированные решения с целью рационального использования бюджетных средств и достижения конкретных результатов - важное, современное требование времени. То есть необходимо учиться так управлять финансовыми ресурсами, чтобы достигать целей более экономным, эффективным и результативным способом.