Управленческие решения как фактор неэффективного использования бюджетных средств
На рисунке 2 видно, что отдельно взятые знания, опыт, специальные навыки, все профессиональные свойства, взятые вместе, а также другие качественные, полезные способности, которыми, по сути, должен владеть каждый профессионал, непосредственно влияют на неосознанные действия власть имущих и принятие ими неэффективных управленческих решений. Независимо от того, осознанно или неосознанно должностное лицо приняло то или иное решение, они в любом случае ведут к единому результату - бюджетным нарушениям (в том числе к незаконному, нецелевому и неэффективному использованию бюджетных средств). Их возникновение проявляется в несоблюдении норм действующего законодательства, игнорировании нормативно-правовых актов или осуществлении неправомерных поступков, что отражается на достижении поставленной цели каждой бюджетной программы.
Рис. 2. Факторы, формирующие неэффективные управленческие решения и их результат
Мы провели анализ неэффективных управленческих решений, которые чаще всего принимали участники бюджетного процесса в 2002-2012 гг., и пришли к выводу, что сфера их влияния распространяется на 3 основных направления (рис. 3) бюджетного механизма.
Первое - деятельность основных распорядителей средств. По этому направлению было исследовано, как неэффективные управленческие решения влияют на качество выполнения ими программных мероприятий (согласно возложенным на них задачам и функциям), а также на их управление имуществом и другими средствами, входящими в сферу их ответственности. Примером может быть Кабинет Министров Украины, деятельность которого влияет на главных распорядителей средств, других исполнителей программных мероприятий и своевременное принятие ими обоснованных решений, обеспечивающих надежное, эффективное функционирование всего бюджетного механизма и рациональное использование финансов.
Второе направление касается вопроса эффективности управления бюджетными средствами всеми участниками бюджетного процесса, третье - эффективности их использования.
Так, к неэффективным управленческим решениям, связанным с уровнем управления бюджетными средствами, относятся:
возврат в конце года в государственный бюджет значительных сумм неиспользованных средств;
необоснованность планирования и распределения средств главным распорядителем, что ведет к сосредоточению на счетах значительных остатков ассигнований;
необоснованное планирование расходов бюджетной программы, ведущее к неиспользованию предусмотренных финансов;
распыление бюджетных средств, ведущее к затягиванию сроков строительства и, соответственно, увеличению его стоимости;
распыление бюджетных средств между объектами с низким уровнем строительной готовности;
неэффективное планирование расходов госбюджета, поскольку плановые показатели не подтверждаются экономическими расчетами;
прекращение финансирования строительства одних зданий и начало финансирования и сооружения других, что обусловливает рост объемов незавершенного строительства, количества "долгостроев" и отрицательно влияет на выполнение мероприятий программы;
финансирование программных мероприятий не в полном объеме и непропорционально;
неполное освоение средств госбюджета в условиях ограниченного финансирования.
К неэффективным управленческим решениям, связанным с качеством использования бюджетных средств, относятся:
перенесение сроков введения объектов в эксплуатацию, вследствие чего стоимость строительства с момента создания и утверждения проектно-сметной документации до момента заключения договора подряда вырастает в несколько раз;
распределение бюджетных средств с нарушением установленных сроков;
принятие главным распорядителем средств и распорядителями более низкого уровня управленческих решений, противоречащих действующим нормативно-правовым актам и ведущих к бюджетным правонарушениям при использовании бюджетных средств;