Управленческие решения как фактор неэффективного использования бюджетных средств
Тема контрольной работы «Управленческие решения как фактор неэффективного использования бюджетных средств» по дисциплине «Финансы и бюджет».
Выполнение стратегических целей по развитию национальной экономики, наращиванию объемов производства, предоставлению качественных услуг и повышению социальных стандартов требует огромных усилий, в первую очередь стремления общества достичь поставленной цели, используя значительные природные, материальные и финансовые ресурсы.
Международный опыт учит, что достичь успеха в социально-экономической сфере, обеспечив повышение уровня и качества жизни населения, можно только благодаря сосредоточению финансовых ресурсов на приоритетных направлениях развития, рациональном и эффективном использовании всех потенциальных возможностей для выполнения четко определенных целей. Поэтому государственные финансы, прежде всего, бюджетная система, путем соответствующего их распределения должны обеспечить структурную перестройку экономики, ускорение научно-технического прогресса, повышение эффективности производства и уровня жизни народа. Так, А.А. Любич отмечает, что успех финансовой политики заключается в ее результативности, способности финансовой системы гарантировать выполнение самых важных функций государства и реализовывать его национальные интересы, поддерживать баланс между внутренними и внешними интересами страны и укреплять ее геополитические позиции, сохранять внутренний социальный покой и социально-экономическую стабильность.
К сожалению, сегодняшние тенденции социально-экономического развития Украины и практика применения бюджетных средств указывают на существование значительных перекосов и проблем. Их используют неэффективно, к тому же распространено нецелевое расходование бюджетных средств. Так, в 2009 г. Счетной палатой установлены факты неэффективного (на 11 млрд. 454,3 млн. грн.) и незаконного (в том числе нецелевого) расходования средств на сумму 21 млрд. 535,9 млн. грн В 2010 г. было обнаружено, что незаконное (в том числе нецелевое) использование составило 16 млрд. 118,5 млн. грн., а неэффективное - 14 млрд. 398,3 млн. грн Такие масштабы указывают на то, что потенциальные возможности бюджетной системы еще не полностью задействованы для решения безотлагательных проблем социально-экономического развития, поэтому и не дают весомых результатов. Причиной этого является низкий уровень применения государством инструментов стимулирования высокопроизводительного труда, а также сосредоточения усилий распорядителей и получателей бюджетных средств на достижении положительного конечного итога по каждой государственной или бюджетной программе.
Следует отметить, что вопросы эффективности бюджетных расходов актуальны не только для Украины. Так, президент РФ В. В. Путин отметил: "Над качеством планирования и использования федеральными ведомствами бюджетных ассигнований необходимо серьезно работать. Это касается как федеральных целевых программ, так и текущих расходов. Ежегодно выявляются немалые объемы неэффективных расходов и программ. Однако после того, как эти неэффективные расходы выявлены, они зачастую практически никак не корректируются. Даже официальное признание неэффективности расходов, отсутствие результатов в достижении поставленных целей не ведут к каким-либо последствиям для ответственных лиц. Финансирование таких мероприятий, как правило, продолжается". Также он высказал обеспокоенность по поводу структуры бюджетных расходов, которая "не является оптимальной для стимулирования экономического развития", и подчеркнул, что "бюджетная политика во многом остается непонятной для общества", а финансово-экономическое обоснование решений, ведущих к новым расходам, осуществляется "на низком уровне". Например, проблемы эффективности бюджетных расходов в странах ЕС, в первую очередь в Греции, Ирландии, Италии, Испании, вынуждают их правительства применять строгие меры в бюджетной дисциплине, уменьшать расходы, обеспечивая экономию и рациональное использование бюджетных средств ради финансовой устойчивости.
Наши исследования доказывают, что неэффективное финансирование и увеличение количества бюджетных нарушений несут значительные экономические риски, связанные с фактическим срывом выполнения бюджетных программ и невыполнением целей, на которые выделяются бюджетные средства. Эти риски проявляются несвоевременным введением в эксплуатацию пусковых объектов, ростом численности долгостроев, распылением бюджетных средств, невыполнением программ социальной защиты населения и т. д.