Управленческие решения как фактор неэффективного использования бюджетных средств
Мы разделяем взгляды В. В. Нестерова и Н. С. Желтова, которые отмечают, что, "имея такой финансовый рычаг, как распределение денежных доходов, и умело управляя им, государство может эффективно стимулировать или сдерживать развитие того или иного экономического процесса". К сожалению, из-за отсутствия действенного механизма, который бы предотвращал принятие неэффективных управленческих решений, обеспечить рациональное использование средств и продвижение нашей страны вперед невозможно. Исправить положение можно, двигаясь в двух направлениях: использовать инновационные методы управления финансами и улучшить качество существующих инструментов использования ресурсов, в том числе за счет снижения прямых потерь от нарушений при освоении бюджетных средств.
Уменьшать количество принятых неэффективных управленческих решений стоит как на местном, так и на общегосударственном уровнях. Например, Кабинет Министров Украины, принимая решение о финансировании любой государственной или бюджетной программы, должен детально проанализировать позитивные и негативные стороны этого проекта. При реализации программы, касающейся, например, строительства автомагистрали, мостового перехода, тоннеля, завода или дамбы, правительство должно считаться с финансовыми расходами и реальной пользой данного проекта, а также возможными социальными, экологическими или другими последствиями. И если расходы на реализацию этого проекта будут превосходить будущие прибыль, пользу либо выгоду, то такую программу принимать не стоит. При этом следует помнить, что даже в условиях мирового финансового кризиса экономия бюджетных средств совсем не означает их минимизацию, наоборот, распределение финансовых ресурсов государства необходимо продолжать до тех пор, пока уже невозможно будет получать выгоду от дальнейшего их перераспределения. Такой подход, по нашему мнению, является экономически прогнозируемым, взвешенным и позволит получить в перспективе большие экономические и социальные дивиденды.
Мы понимаем, что даже должностные лица в правительстве не всегда могут руководствоваться чисто экономическими или социальными интересами, поскольку их пребывание во власти зависит от политической конъюнктуры и того, что они обещали избирателям. Иногда выполнение этих обязательств не имеет ничего общего со стратегией развития страны, экономической целесообразностью и эффективностью использования бюджетных средств, поскольку лоббирует интересы отдельных групп населения, территорий, отраслей экономики и т. д. Надеемся, со временем не обещания, а конкретные дела, влияющие на уровень и качество жизни, станут основным критерием оценки деятельности должностных лиц, ведь достичь конкретных результатов можно только благодаря эффективным управленческим решениям и рациональному использованию бюджетных средств.
Позитивным фактором влияния на принятие должностными лицами квалифицированных, обоснованных, эффективных управленческих решений является введение прозрачной системы управления бюджетными средствами и имуществом, находящимся в государственной собственности. Подконтрольность общественности всех без исключения действий управленцев, связанных с выполнением ими функций государства, потребует от них полномасштабного и прозрачного отчета о достигнутых результатах и принятых решениях. Такой подход даст возможность выдвигать на ключевые должности государственного управления действительно профессиональных, компетентных менеджеров с соответствующими знаниями и опытом, а также снизит количество бюджетных нарушений и обеспечит динамичное социально-экономическое развитие Украины.
Выводы
В работе рассмотрены проблемы функционирования бюджетного механизма; исследованы причины и факторы, влияющие на рост бюджетных нарушений; предложены меры по снижению негативных тенденций и обеспечению рационального использования бюджетных назначений с целью достижения программных целей.