Управленческие решения как фактор неэффективного использования бюджетных средств
проведение строительных работ без соответствующего разрешения, что ведет к дополнительным расходам на корректировку проекта строительства, а также его легализацию;
отсутствие контроля со стороны распорядителя за целевым использованием аванса, что ведет к длительному отвлечению бюджетных средств (например, на кредитование коммерческих структур);
неэффективное использование материальных и финансовых ресурсов при реализации программных задач, вследствие чего государство несет потери в виде недостаточного поступления средств в бюджеты всех уровней;
несвоевременное и необоснованное принятие решений, что ведет к неэффективному использованию средств;
освоение бюджетных ассигнований, которое не дает позитивных социально-экономических результатов.
К неэффективным управленческим решениям, связанным с деятельностью главных распорядителей средств и выполнением ими программных мероприятий, относятся:
формирование государственного заказа, осуществляемое без учета реальных показателей, что обусловливает неэффективное использование средств госбюджета и не решает проблему;
деятельность Кабинета Министров Украины и главных распорядителей средств, не обеспечивающая комплексное решение поставленных задач;
отсутствие действенного контроля со стороны главного распорядителя средств над выполнением условий договора подряда, что ведет к потерям бюджета или дополнительным бюджетным расходам;
неспособность главного распорядителя средств обеспечить эффективное управление имуществом, хотя оно находится в сфере его ответственности;
отсутствие согласованной, комплексной системы действий центральных и местных органов исполнительной власти по эффективному выполнению мероприятий государственных программ;
дополнительное выделение из госбюджета средств, существенно превышающих сметную стоимость, - вопреки Бюджетному кодексу Украины и другим нормативно-правовым актам, а также без согласия министерств и других органов;
неэффективное действие организационного механизма управления программой, несвоевременное выделение Минфином бюджетных ассигнований, финансирование не в полном объеме из местного бюджета, что обусловливает невыполнение запланированных объемов работ на объектах, переход значительной части бюджетных средств в дебиторскую задолженность с одновременным возникновением кредиторской задолженности;
организационное обеспечение управления финансами госбюджета и заключение договоров, осуществляемых главным распорядителем средств и распорядителями более низкого уровня с нарушением требований действующего законодательства;
не включение объектов, принятых государственной комиссией в эксплуатацию, в государственную статистическую отчетность; отсутствие соглашений о поставке на эти объекты необходимых для их функционирования ресурсов; отсутствие актов принятия-передачи объектов на баланс эксплуатирующим организациям для осуществления их эксплуатации и обеспечения надлежащего функционирования;
управление объектами, возведенными за счет средств госбюджета, и процессом их передачи в эксплуатацию, приобретающее неуправляемый характер и ведущее к незаконной передаче государственного имущества в собственность коммунальным и другим негосударственным эксплуатирующим организациям.
Неэффективные управленческие решения достаточно разнообразны, все зависит от отрасли и сферы экономической деятельности. К тому же сам процесс принятия не всегда правильных и экономически целесообразных решений осуществляется при разных обстоятельствах и по разным схемам, а также значительно распространен в бюджетной системе Украины, что угрожает ее финансовой безопасности. Так, А. С. Власюк утверждает, что исполнительная власть должна сделать акцент на оперативном учете таких рисков и угроз. Для этого нужно повысить эффективность соответствующих решений на государственном и местном уровнях. Принятые неэффективные управленческие решения ведут к срыву выполнения бюджетных, государственных, отраслевых, местных программ, что влечет за собой промедление в решении проблем, принятие необоснованных решений или неполное выполнение мероприятий и задач программ и т. д. Они тормозят экономический рост и темпы увеличения производительности труда. В качестве примера можно привести не закупленное либо, наоборот, закупленное медицинское оборудование, которое годами не эксплуатируется, морально устаревает или физически изнашивается и со временем может превратиться в груду металлолома. Точно так же вовремя не введенные в эксплуатацию завершенные объекты в дальнейшем будут нуждаться в дополнительных бюджетных ассигнованиях.