Федеральный бюджет как инструмент финансирования инноваций
Инновационная деятельность приобрела особую роль в современной рыночной экономике. Ускорение научно-технического прогресса коренным образом изменяет как промышленную, так и социальную структуру индустриально развитых стран. Внедрение инноваций подчас делает неэффективными ранее осуществленные инвестиции. Удорожание новой техники и новых технологий, в свою очередь, приводит к концентрации финансовых ресурсов для осуществления инноваций. Когда объектом инноваций становится межотраслевая, межрегиональная, вообще крупная по масштабу проблема, возникает необходимость в объединении финансовых ресурсов, направленных из различных финансовых источников. Механизмы объединения при этом целесообразно создавать, в первую очередь, на государственном уровне.
Основные функции управления государством возложены на центральные органы власти. Для выполнения ими их обязанностей и финансового обеспечения общегосударственных мероприятий формируется централизованный финансовый фонд - федеральный бюджет. Средства федерального бюджета - главный источник финансирования инноваций.
Под инновацией предлагается понимать конечный результат творческого труда, получивший реализацию в виде новой или усовершенствованной продукции, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в экономическом обороте.
Под инновационной деятельностью понимается создание новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса, реализуемых в экономическом обороте с использованием научных исследований, разработок, опытно-конструкторских работ либо иных научно-технических достижений.
Бюджетное финансирование является важной составной частью финансового механизма развития инновационного бизнеса. Государство заинтересовано в существовании высокоразвитой инновационной сферы, так как это обеспечивает стране передовые промышленные позиции и дополнительные доходы. Поскольку финансирование фундаментальной науки в целом не обеспечивает непосредственных выгод частному сектору экономики, оно - одна из задач бюджетного финансирования. Представляя интересы всех субъектов экономики, государство должно обеспечить финансирование тех инноваций, внедрение которых обещает ожидаемый народнохозяйственный эффект.
В настоящее время за финансирование научной деятельности отвечают федеральные органы власти и федеральный бюджет. Подавляющее большинство регионов испытывает значительные трудности в финансировании научных исследований. Поэтому роль федерального бюджета выходит на первый план.
Вызывает тревогу и существующий среднероссийский уровень финансирования прикладной науки из консолидированных бюджетов субъектов РФ (0,005-0,006%), который нельзя признать достаточным для реализации стратегии инновационного развития.
Целью курсовой работы является оценка участия федерального бюджета в финансировании инноваций. Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
исследовать инструменты и условия бюджетного финансирования инноваций;
рассмотреть наиболее масштабные проекты финансирования;
оценить выполнение федеральных целевых программ;
и дать рекомендации по повышению эффективности выполнения федеральных целевых программ.
ГЛАВА 1. УЧАСТИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА В ФИНАНСИРОВАНИИ ИННОВЦИЙ.
- Характеристика федерального бюджета в рамках государственной инновационной политики
- Объекты бюджетного финансирования
- Формы бюджетного финансирования инноваций
- Федеральные целевые программы и порядок их реализации.
- Федеральные целевые программы в области развития высоких технологий
- Параметры оценки эффективности федеральной целевой программы
- Современное состояние бюджетного финансирования инноваций
- Эффективность федеральных целевых программ