Эффективность федеральных целевых программ
Как было сказано выше, одним из параметров оценки эффективности федеральных целевых программ является результативность программы. Поэтому в данной работе было произведено сравнение предусмотренных федеральным бюджетом и фактически произведенных финансовых вложений (приложение 2).
Анализ показал, что в большинстве случаев наблюдается недофинансирование проектов, в особенности программы «Национальной технической базы», где разрыв в плановом и фактическом выделении средств составляет 9884,995 млн. руб. В полном объеме были произведены финансовые вложения только по двум из одиннадцати программ, а именно: «Ядерные энерготехнологии нового поколения» и «Развитие гражданской авиации». Также незначительным является недофинансирование программы «Развитие телерадиовещания в РФ» - 0,0347 млн. руб.
Недофинансирование может объясняться рядом причин:
перенос срока создания целевых индикаторов, в связи с отставанием (например, затягивание поискового процесса, затягивание экспертизы инвестиционных проектов, промедление в подготовке и заключении соглашений, необходимых для реализации программы);
невозможность в полной мере использовать аналоговые объекты;
недостаточно развитая инфраструктура (например, недостаточность ресурсного обеспечения объектов строительства);
низкий уровень контроля и мониторинга выполнения ключевых программных мероприятий;
несоблюдение условий соглашений, необходимых для реализации программы;
неоправданные инфляционные ожидания.
Данные исследования говорят о том, что федеральные целевые программы не стали еще эффективным инструментом управления государственными расходами при финансировании инновационного развития нашей страны. Сегодня возможно проследить только первые результаты реализации таких программ. Можно сказать, что их выполнение находятся на начальном этапе своего формировании, когда остаются нерешенными многие аспекты финансирования. Это касается, прежде всего, их непосредственной направленности. Пока же федеральные целевые программы решают скорее задачи, стоящие перед государственной властью федерального и регионального уровня, чем стратегические задачи долгосрочного экономического развития страны.
Крайне важно на основе программно-целевых методов планирования перейти к концепции управления бюджетными затратами по результатам, то есть наладить систему контроля и мониторинга за выполнением программ и своевременно принимать комплексы мер по решению возникших проблем.
Представляется также необходимым совершенствование процесса создания и исполнения программ и максимальное использование заложенных в них преимуществ. Это касается:
организации и участия в финансировании частного капитала в процессе реализации таких программ;
обеспечения количественных и в стоимостном выражении целей и результатов, назначение государством единого государственного заказчика;
достижения максимальной отраслевой и территориальной интеграции в процессе в осуществления программы.
Несмотря на все недостатки, сегодня можно видеть и конкретные результаты действия федеральных целевых программ, начиная с увеличения числа квалифицированных работников и закачивания строительством крупных научных центров. Поэтому отсутствие ФЦП могло бы привести к еще большему отставанию российской науки и технологий от уровня научных достижений ведущих стран и, как следствие, к снижению в среднесрочной и долгосрочной перспективе конкурентоспособности в указанной сфере деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании инновационной стратегии Правительство РФ разрабатывает государственную инновационную программу, которая является составной частью программы социально-экономического развития РФ на среднесрочный период.
Инновационные проекты включаются в государственную инновационную программу на основании конкурсного отбора, участие в котором осуществляется на добровольных началах. Участвующие в конкурсном отборе инновационные проекты подлежат обязательной государственной научно-технической и экологической экспертизе, предметом которой является их новизна, социально-экономическая и экологическая эффективность. По результатам экспертизы принимается решение о предоставлении бюджетных ассигнований.
Непосредственным механизмом осуществления бюджетных финансовых вложений выступает федеральная целевая программа. Сущностью федеральных целевых программ является консолидация и программно-целевое использование финансовых ресурсов. Наряду с региональными и внебюджетными фондами федеральный бюджет является главным источником финансирования ФЦП, что объясняется необходимыми крупными финансовыми вложениями и законодательным запрещением финансирования и софинансирования регионами собственности другого уровня.