Объекты бюджетного финансирования
В самом общем виде существующая система бюджетного финансирования инновационной сферы представлена ниже:
Таблица 1 - Объекты бюджетного финансирования
При прямом государственном финансировании НИОКР субъектами научно-исследовательской деятельности, нуждающимися в прямой государственной поддержке являются:
) организации, относящиеся к оборонному сектору экономики, занятые разработкой новой и совершенствованием существующей военной техники и вооружений;
) организации, подавляющая доля работ которых не может ориентироваться на коммерческие критерии ни в целом, ни на ближайший период времени, но существование и развитие которых жизненно важны для общества. Речь идет об организациях непроизводственной сферы (например, здравоохранения, образования, культуры, экологии), выполняющих работы, направленные на улучшение условий жизни и труда. Для государственных нужд, а также об академических и вузовских организациях в части тех работ, которые в силу своего перспективного характера и неизбежного риска, неопределенности затрат и результатов не могут, как правило, представлять интереса для коммерческих заказчиков;
) ориентированные на получение прибыли субъекты хозяйствования, занимающиеся инновационной деятельностью, среди которых можно выделить предприятия, а также научные организации, имеющие неплохой научно-технический потенциал и сохранившие свою самостоятельность (в рамках государственной, включая государственные научные центры, или негосударственной формы собственности) и малые инновационные предприятия.
Стоит отметить, что поддержка малых инновационных фирм представляет для государства особую важность, поскольку считается доказанным, что мелкий наукоемкий бизнес является наиболее эффективным в плане создания новых продуктов и технологий, изобретений и патентов в расчете на единицу затрат на исследования и разработки.
Характеризуя формирование блока механизмов финансирования науки, необходимо остановиться, прежде всего, на изменениях в принципах построения финансового обеспечения науки. Происшедшее в последние годы разграничение порядка финансирования фундаментальных и прикладных исследований в рамках бюджетного планирования, когда расходы на фундаментальную науку включены в раздел «Общегосударственные расходы», а на прикладную - в раздел «Национальная экономика», нельзя признать бесспорным. По существу это привело к разрыву связи в развитии двух важнейших стадий инновационного процесса. В результате из бюджетного финансирования выпал ряд объектов. Практически прекращено финансирование государственных научных центров. Их финансовая поддержка обеспечивается лишь путем включения этих инновационных организаций в единую программу создания новых инновационных структур.
Что же касается финансирования прикладной науки, то здесь также имеются свои проблемы. Это относится не столько к структуре, сколько к фактическим объемам финансирования. Из общего объема финансирования научной деятельности на фундаментальную науку приходится 38-39%, на прикладную - соответственно, 61-62%.
В статьи расходов федерального бюджета входят субсидии организациям (например, организациям военно-промышленного комплекса или автомобилестроения) на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на осуществление инновационных и инвестиционных проектов по выпуску высокотехнологичной продукции, организациям, занимающимся реализацией мероприятий, связанных с созданием и обеспечением функционирования наукоградов, инновационных центров, например "Сколково" и др.