Современное состояние бюджетного финансирования инноваций
Несмотря на то что законом предусмотрено финансирование инноваций как федеральном, так и на региональном уровне, в настоящее время за финансирование научной деятельности отвечают федеральные органы власти и федеральный бюджет, регионы же не в состоянии принимать активное участие в финансировании прикладных исследований. Это связано с двоякого рода обстоятельствами:
мизерной долей средств бюджетов субъектов РФ в расходах консолидированного бюджета - на уровне 0,042% при максимальной доле участия субъекта РФ в 0,068% от расходов консолидированного бюджета субъекта РФ (по данным за 2011 г.) В Москве эта доля составляет 0.59 %.
законодательным запрещением финансирования и софинансирования регионами собственности другого уровня.
С принятием федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в редакции № 199-ФЗ от 29.12.2004 г. и № 199-ФЗ от 31.12.2005 г. определены принципы финансирования НИОКР на региональном уровне. Статьей 26 предусмотрено финансирование организаций и осуществление региональных научно-технических и инновационных программ и проектов, в том числе выполняемых научными организациями субъектов РФ. В результате трудно решаются вопросы совместного финансирования научных программ и проектов. Нередко при имеющихся у региональных властей средствах они не могут оказывать поддержку инновационным проектам федерального уровня.
Подавляющее большинство регионов реально испытывает значительные трудности в финансировании научных исследований. Средства региональных бюджетов удовлетворяют примерно лишь 50% потребностей регионов в таких финансовых ресурсах. Для увеличения доли инновационной продукции в ее общем объеме до 20%, по мнению экономистов, необходимо увеличить вклад регионов в 10 и более раз с тем, чтобы их доля достигла 0,03% консолидированного бюджета. В настоящее время только 4 субъекта РФ из 81 удовлетворяют этим требованиям.
На нынешнем этапе представляется своевременным комплекс мер государственного стимулирования научно-технической и инновационной деятельности в приоритетных направлениях развития науки, технологии и техники. В достаточно конкретизированном виде это нашло свое конкретное выражение в разработанной стратегии развития науки и технологий на период до 2015г. Общая сумма расходов на ее реализацию (2006-2015 гг.) составляет в текущих ценах 4053,5 млрд. руб., где из федерального бюджета будет выделено 2688,3 млрд.руб. Согласно этой стратегии в 2007г. сформированы целевые программы, направленные на создание технологического фундамента инновационного развития и удовлетворение потребностей отечественной промышленности в новых наукоемких технологиях, способных резко повысить качество и конкурентоспособность производимой продукции.