Федеральные целевые программы и порядок их реализации.
В проекте документа «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», опубликованного 04.08.2012 выделяются два этапа решения задач для достижения стратегической цели государственной политики - выход России к 2020 году на мировой уровень исследований и разработок и освоение в Россией шестого технологического уклада.
На первом этапе (2011 - 2015 гг.) основные усилия сосредоточиваются на повышении эффективности государственного участия в развитии науки и технологий и активизации государством инновационных процессов. Доля внутренних затрат на исследования и разработки в валовом внутреннем продукте Российской Федерации доводится до уровня не менее 1,5 %.
На втором этапе (2016 - 2020 гг.) приоритет отдается направлениям деятельности по решению задачи обеспечения рациональной интеграции отечественной науки и технологий в мировую инновационную систему и стимулирование коммерческого финансирования инноваций.
Непосредственным инструментом осуществления вышеназванных целей выступает широкий перечень научно-технических программ. Федеральная целевая программа - это увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научных исследований и опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации.
Программные средства управления инновационными проектами по существу базируются на комплексе взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, обеспечивающих эффективное решение важнейших научно-технических проблем по приоритетным направлениям.
С точки зрения организации бюджетного процесса именно целевые программы как основная форма реализации программно-целевого планирования имеют целый ряд существенных преимуществ, к числу которых относятся:
четкая привязка к функциональной и ведомственной классификации и, как следствие, упрощение процедуры планирования и отчетности;
сосредоточение ответственности за достижение результатов и полномочий по реализации программы у одного администратора;
объединение отдельных мероприятий и достижение мультипликативного эффекта, выраженного в развитии исследовательской, конструкторской, внедренческой и производственной деятельности;
консолидация ресурсов, позволяющая более полно сформулировать и реализовать приоритеты развития страны и отраслей, повысить степень координации и качество управления программой, что особенно важно в случае осуществления долгосрочных инвестиций в наукоемкие и высокотехнологичные сферы экономики.
Бюджетный кодекс России определяет порядок формирования и реализации долгосрочных целевых программ. Долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета утверждаются Правительством РФ. Правительство РФ также определяет сроки реализации и порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ.
Объем бюджетных ассигнований на реализацию федеральных целевых программ утверждается решением о бюджете в составе ведомственной структуры расходов бюджета по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета.
Федеральные целевые программы, предлагаемые к финансированию начиная с очередного финансового года, подлежат утверждению Правительством РФ не позднее одного месяца до дня внесения проекта решения о соответствующем бюджете в представительный орган.
Реализация мер программно-целевого регулирования предполагает решение существующих проблем в различных отраслях российской экономики, в том числе и в области высокотехнологичного. Наукоемкого производства.