Формы бюджетного финансирования инноваций
бюджетный финансирование инновационный политика
В качестве одной из возможностей привлечения донорского финансирования инновационной деятельности можно выделить бюджетные ассигнования. Правительством предусмотрено выделение средств федерального бюджета на финансирование высокоэффективных инвестиционных проектов при условии размещения этих средств на конкурсных началах. Их получают далеко не все желающие, т.к. надо представить более выгодный проект, посоревноваться, выиграть, а потом еще раз доказать, что эти деньги пойдут именно на инновации, в результате предприятие принесет пользу стране. Все это затрудняет получение достаточного объема государственных средств.
Выделение бюджетных средств ныне осуществляется при соблюдении ряда условий:
федеральные целевые инновационные программы и перспективные инновационные проекты финансируются на конкурсной основе (рассматриваются бизнес-план, техническое задание, календарный план выполнения работ и т.д.; решение также зависит и от того, какой материальной и организационной базой располагает предприятие, какова кадровая обеспеченность, основные экономические показатели и возможности научной деятельности). К инновационным программам, получающим государственную финансовую поддержку, предъявляются достаточно жесткие требования. Так, право на участие в конкурсном отборе имеют инновационные проекты, направленные на развитие перспективных (развивающихся) отраслей экономики, при условии их частичного финансирования (не менее 20% общей суммы) из собственных средств компании;
срок окупаемости, как правило, не должен превышать два года. Инновационные программы, прошедшие конкурсный отбор, получают государственное финансирование из средств федерального бюджета (на возвратной основе) либо на условиях передачи части акций хозяйствующего субъекта в государственную собственность.
инновационные программы, выставляемые на конкурс, должны иметь положительные заключения государственной экологической экспертизы, государственной ведомственной или независимой экспертизы.
Как показывает табл. 2 в системе распределений бюджетных ассигнований федерального бюджета преобладает в большей мере ведомственный принцип распределения средств, а не отраслевой принцип.
Таблица 2 - Распределение ассигнований на гражданские НИОКР по министерствам и агентам планирования бюджетных расходов в 2011 г.
Виды агентов |
Бюджетное финансирование (млн руб.) |
Российская академия наук |
15 453 |
Академии наук |
3 964 |
Министерство экономического развития и торговли РФ |
468 |
Министерство промышленности и энергетики РФ |
2 035 |
Министерство информационных технологий и связи РФ |
25 |
Министерство образования и науки РФ |
413 |
Федеральное агентство по образованию |
2105 |
Федеральное агентство по науке и инновациям |
11 192 |
Всего |
91 245 |
1 2