Интерпретация результатов кластерного анализа
Неизбежными последствиями сокращения финансовых потоков стали уменьшение материально-технической базы низкотехнологичного сектора и ухудшение ее технического состояния. С конца 2007 г. до конца 2011 г. первоначальная стоимость основных средств предприятий сектора сократилась с 779,7 млрд. грн. до 133,3 млрд. грн. (или в 5,9 раза). При этом степень износа основных средств возросла, соответственно, с 45,2% до 47,9%. Судя по приведенным данным, предприятия сектора растрачивают финансовые ресурсы, эксплуатируют устаревшую материально-техническую базу, не осуществляют технологического воспроизводства.
Качественное состояние финансового потенциала технологического воспроизводства сектора ухудшилось так существенно, что это предопределило утрату большой части финансового потенциала перерабатывающей промышленности в целом. Так, в 2007 г. финансовый потенциал этого сектора характеризовался как надежный в 8 регионах (кластеры № 1 и № 3), как достаточный - в 14 регионах (кластер № 4) и как кризисный - в 5 регионах (кластер № 2) (см. табл. 4). В 2011 г. надежное состояние финансового потенциала сохранилось только в одном регионе - в Харьковской области (кластер № 4), достаточным его состояние было в 7 регионах (кластер № 2), а в остальных 19 регионах оно стало кризисным (кластеры № 1 и № 3). Среди последних большинство - 18 регионов (кластер № 1) - совокупно имеют непокрытые убытки, что делает невозможным накопление собственного капитала за собственные средства (соответствующий коэффициент составляет -0,12).
В наихудшем состоянии глубокого финансового кризиса оказались низкотехнологичные предприятия Тернопольской области (кластер № 3). По итогам 2011 г., убыточные предприятия этого кластера понесли убытки, сумма которых достигла 1,2 млрд. грн. и превысила прибыли прибыльных предприятий в 14,1 раза. Эффективность экономической деятельности предприятий этого кластера является отрицательной. Сумма убытков его предприятий превысила также совокупный объем остальных составляющих собственного капитала, а итог I раздела пассива баланса оказался отрицательным. И это свидетельствует о полной неспособности таких предприятий к самостоятельному воспроизводству даже в суженных масштабах. Без внешней финансовой помощи они обречены на банкротство и ликвидацию, что, в свою очередь, нарушает экономическую безопасность региона. Очевидно, государственная и региональная власть должна вмешаться в ситуацию и помочь провести санацию предприятий.
Исследование показало, что для прекращения технологической деградации и обеспечения расширенного технологического воспроизводства в промышленности необходимо укреплять ее финансовый потенциал. В этой связи государственная региональная политика должна направляться на создание условий для накопления финансовых ресурсов технологического воспроизводства за собственные средства предприятий [27], для упрощения доступа предприятий к финансовым ресурсам денежно-кредитного рынка и совершенствования механизмов бюджетной поддержки.
Также с целью сокращения чрезмерной дифференциации финансового потенциала промышленности государственная политика "выравнивания" должна направляться, в первую очередь, на "кризисные" регионы, к которым относится большинство региональных промышленных комплексов Украины 16 из 27 (или 59% из 100%).