Федеральные займы. Государственный долг России
государственный долг федеральный заем
Государственный долг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе любого государства. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуру потребления и развития международного сотрудничества государств.
Причиной возникновения государственного долга является проводимая государством политика, которая не обеспечивает сбалансированность доходов и расходов государства.
Вместе с тем в мире нет ни одного государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с проблемой государственного долга. Государственный долг является неотъемлемой частью большинства финансовых систем государств мира. Мировая практика свидетельствует о широком использовании государством заемной политики для финансирования расходов бюджета. Таким образом, государственный долг - это нормальное явление в финансовом хозяйстве каждого цивилизованного государства.
С экономической точки зрения государственный долг представляет собой задолженность государственных органов как результат формирования дополнительных ресурсов государства, направленных на разрешение противоречий между экономическими и социальными потребностями общества на основе займов денежных средств у частных лиц, институтов негосударственного сектора и иностранных государств.
С материальной точки зрения государственный долг представляет собой общую сумму задолженности государства по непогашенным долговым обязательствам и невыплаченным по ним процентам.
Специфика долговых отношений, которые складываются в процессе привлечения, размещения государством дополнительных финансовых ресурсов физических лиц и организаций на принципах: добровольности, срочности, возвратности и возмездности для покрытия дефицита бюджета, а также отношения по погашению государственных долговых обязательств заключается в том, что государство в этих отношениях всегда выступает в роли заемщика (должника) и / или гаранта.
В общем объёме государственного долга примерно одну третью часть составляет внутренний долг. Наибольший удельный вес в структуре внутреннего долга занимают кредиты Центрального банка России и займы, реализованные путём выпуска ценных бумаг. Именно за счёт этих (исключительно добровольных) федеральных займов величина государственного долга стала увеличиваться. Выпуск государственных ценных бумаг используется всеми развитыми странами, этот способ является цивилизованным. Россия в свою очередь начала выпуск ценных бумаг лишь в 1994 году и с каждым годом он увеличивался.
Необходимо рассмотреть вопросы эффективного управления государственным долгом. Но одного управления недостаточно, чтобы гарантировать надежную защиту страны от экономических и финансовых потрясений. Следует подчеркнуть необходимость надежной основы макроэкономической политики, характеризующейся адекватным режимом валютного курса; основ денежно-кредитной политики, надежно ориентированной на достижение стабильности цен; экономически приемлемых уровней государственного долга; устойчивой внешней позиции, а также финансовой системы, за которой осуществляется надлежащий надзор. Такая основа представляет собой важный фактор, способствующий появлению у участников финансового рынка уверенности в том, что они могут вкладывать средства в государственные ценные бумаги с минимальным уровнем неопределенности.
Таким образом, наличие этих основ является важным предварительным условием в создании такой структуры долга, которая отражает предпочтения органов государственного управления, касающиеся желаемого соотношения между риском и затратами, и в целом помогает стране свести к минимуму ее уязвимость по отношению к экономическим и финансовым потрясениям.
Целью данной курсовой работы является изучение сущности и классификации, видов, системы управления государственным долгом Российской Федерации, а также неотъемлемой части внутреннего государственного долга - федеральных займов.
Для этой цели были использованы Бюджетный Кодекс Российской Федерации, Федеральные законы и Постановления Правительства РФ, периодическая и учебная литература, а для дополнительных сведений официальные сайты глобальной сети - Интернет.
- Понятие и классификация государственного долга
- Внешний государственный долг
- Внутренний государственный долг
- Понятие государственных займов
- Виды государственных займов
- Управление государственным долгом