Понятие и классификация государственного долга
В соответствии со ст. 6 Бюджетного Кодекса Российской Федерации Государственный или муниципальный долг - это обязательства, возникающие из государственных или муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, установленными настоящим Кодексом, принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Государственный долг России возникает, прежде всего, в результате государственных заимствований России. В настоящее время государственные заимствования и их непогашенная часть в виде государственного долга, формирование умеренного дефицита бюджетов и покрытие его за счёт внутренних и внешних займов являются реальностью любой экономики, в том числе и российской.
Другой составляющей частью государственного долга России являются долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Россией. Государственные гарантии и поручительства выступают особой формой заимствования по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами. В БК РФ под государственными гарантиями признаётся способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которых РФ, её субъект или муниципальное образование, выступая гарантом, даёт письменное обязательство отвечать за исполнение лицом - получателем гарантии - своих обязательств перед третьими лицами полностью или частично.
Третьей составляющей государственного долга России являются долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов РФ об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие Бюджетного Кодекса. Речь идет, наряду с прочим, об обязательствах бывшего СССР, принятых на себя Россией.
Ключевую роль в формировании склонности к государственным заимствованиям принадлежит дефициту государственного бюджета. Как правило, он возникает при чрезвычайных экономических ситуациях (неурожаи, стихийные бедствия, войны, революции, экономические кризисы, неудачные реформы). В нашей истории всё это бывало.
Государственные долговые обязательства могут существовать в различных формах:
¾ кредитные соглашения и договоры РФ с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями в пользу указанных кредитов;
¾ государственные ценные бумаги, выпущенные от имени РФ;
¾ договоры о предоставлении государственных гарантий РФ, договоры поручительства по обеспечению обязательств третьими лицами;
¾ переоформление долговых обязательств третьих лиц в государственный долг РФ на основе федеральных законов;
¾ соглашения и договоры РФ о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.
Итак, Государственный долг - это долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие настоящего Кодекса.
Поскольку, государственный долг представляет собой сумму непогашенных обязательств, оценка государственного долга производится по номинальной стоимости в национальной валюте и отражает сумму, подлежащую к выплате при наступлении сроков. Задолженность в иностранной валюте пересчитывается в национальную.
Для оценки, анализа, выявления влияния на развитие экономики и управления долгом органов государственной власти необходима систематизированная информация об имеющейся задолженности. Эта информация должна включать данные о видах задолженности, владельцах долговых обязательств, методах стоимостной оценки и др., соответствующие общим принципам формирования государственных финансов. Существует разные принципы классификации государственного долга, например, по валюте обязательства, по типу кредитора и т.д., но государственный долг не однороден, поэтому требует определённой классификации. В настоящее время в бюджетном законодательстве не существует классификации долга, что расходится с общепризнанной мировой практикой.
Полный отказ от классификации долга по мнению многих авторов, не совсем оправдан. Представляется, что возможная классификация государственного долга могла бы выглядеть следующим образом:
1 2