Управление государственным долгом
Наличие государственного долга требует мер по эффективному управлению им. Под управлением государственным (муниципальным) долгом понимается система мер по регулированию его объёма и структуры, определению условий и осуществлению новых заимствований, регулированию рынка заимствований, реализации мер управления проблемными долгами, обслуживанию и погашению долга, предоставлению государственных и муниципальных гарантий, контролю за эффективным использованием заёмных средств.
Управление государственным долгом заключается:
в формировании политики в отношении государственного долга;
в установлении границ государственной задолженности (в том числе в определении общего объема бюджетного дефицита и, следовательно, объемов заимствований, необходимых для его финансирования);
в определении основных направлений и целей воздействия на микро- и макроэкономические показатели;
в установлении возможности и целесообразности финансирования за счет государственного долга общегосударственных программ.
Под управлением государственным долгом в узком смысле понимается совокупность мероприятий, связанных с выпуском и размещением государственных долговых обязательств, обслуживанию, погашению и рефинансированию государственного долга, а также регулированию рынка государственных ценных бумаг.
Цели управления государственным и муниципальным долгом следующие:
1. Экономические - минимизация стоимости долга для заёмщика, улучшение условий рефинансирования и/или переоформление задолженности, снижение общих издержек по обслуживанию внешнего долга, повышение эффективности использования, учёт и контроль за расходованием привлекаемых ресурсов, усиление инвестиционного характера займов, обеспечение своевременного возврата полученных кредитов.
2. Политические - поддержание стабильности функционирования политической системы.
. Социальные - своевременное финансирование социальных программ, обеспечение социальной стабильности.
. Обеспечение национальной безопасности - чрезмерно высокое бремя внешнего долга может отрицательно сказаться на экономической безопасности страны.
Таким образом можно выделить одну из главных целей управления долгом - выработка экономически обоснованного соотношения между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению поддерживание объёма долга на экономически безопасном уровне.
Основными источниками средств для обслуживания и погашения государственного долга являются налоговые и неналоговые доходы бюджета. Альтернативным источником средств может быть эмиссия дополнительных денег.
Основными задачами управления государственным долгом являются:
¾ максимально возможное сокращение затрат на его обслуживание и погашение с учётом конъюнктуры мирового рынка;
¾ обеспечение своевременного исполнения долговых обязательств по погашению и обслуживанию внутренних и внешних долгов;
¾ минимизация долга для заёмщика;
¾ обеспечение приемлемого курса государственных долговых обязательств на внутреннем и внешнем рынках, недопущение их резких колебаний.
Общими условиями системы управления государственным долгом являются:
¾ обеспечение надёжной информации о государственном долге в соответствии с принятой классификацией;
¾ обоснованный прогноз изменения долга и формирование политики в отношении его объёма и структуры;
¾ обеспечение денежных средств для обслуживания и погашения государственного долга;
¾ законодательное определение верхних пределов дефицита бюджета и верхних пределов внутреннего и внешнего долга;
¾ текущее регулирование операций по заимствованию и погашению долга, минимизация расходов по обслуживанию, рефинансирование, реструктуризация задолженности;
¾ регулирование рынка государственных ценных бумаг.
Согласно ст. 101 Бюджетного Кодекса управление государственным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, а управление государственным долгом субъекта Российской Федерации осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Организационно в настоящее время система управления государственным внешним долгом реализована на базе Министерства финансов Российской Федерации и Внешэкономбанка как агента Министерства финансов Российской Федерации. Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы Российской Федерацией. В свою очередь, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не отвечают по долговым обязательствам Российской Федерации.