Понятие государственных займов
В основе формирования государственной задолженности лежат государственные займы. Государственные займы представляют собой передачу денежных средств в распоряжение заёмщика путём приобретения заимодателя (кредиторами) государственных ценных бумаг.
Государственные ценные бумаги - это долговые бумаги, эмитентом которых является государство. Надо отметить, что исторически сложилось так, что государство всегда выступало в качестве заемщика. Эти займы носили внутренний и внешний характер.
Государственные ценные бумаги выпускаются для того, чтобы достичь следующих целей:
¾ погасить внешний долг;
¾ финансировать текущий бюджетный дефицит;
¾ погасить ранее размещенные займы;
¾ обеспечить коммерческие банки ликвидными резервными активами;
¾ финансировать целевые программы, осуществляемые местными органами самоуправления.
Государство вправе не только выпускать собственные ценные бумаги, но и давать гарантии по долговым обязательствам, эмитируемым различными учреждениями и организациями, которые, по его мнению, заслуживают государственной поддержки. Такие долговые обязательства приобретают статус государственных ценных бумаг.
Интерес к государственным ценным бумагам практически во всех странах связан с их высокой ликвидностью, поэтому инвесторы не испытывают затруднений при их реализации на вторичном рынке.
Все долговые обязательства разделяются на:
¾ наличные и безналичные;
¾ документарные и бездокументарные;
¾ гарантированные и доходные;
¾ рыночные и нерыночные;
¾ именные и на предъявителя;
по срокам:
¾ краткосрочные - до 1 года;
¾ среднесрочные - от 1 года до 5 лет;
¾ долгосрочные - от 5 до 30 лет.
Максимальный срок займов - 30 лет.
Облигации государственных займов являются наиболее распространённой ценной бумагой, размещаемой органами публичной власти среди кредиторов. Нарицательная стоимость (номинальная цена) облигаций устанавливается выпускающими их органами государственной власти. Номинальная цена облигации обозначается на ценной бумаге и определяет денежную сумму, которая выплачивается владельцу в момент её погашения и на которую начисляются проценты. Процентный доход, установленный к номинальной цене облигации, составляет номинальную доходность займа. Процентный доход, установленной к рыночной (курсовой) цене облигации, составляет реальную рыночную доходность займа, которая может быть выше или ниже его номинальной доходности.
Под государственными заимствованиями в соответствии со ст. 103 Бюджетного Кодекса РФ понимаются государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, кредитных организаций, иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации.
Займы осуществляются в целях финансирования дефицитов соответствующих бюджетов (ненефтегазового дефицита федерального бюджета), а также для погашения долговых обязательств. Выпускать их может как Федеральное Правительство, так и региональные администрации, а также местные органы власти.
Государство может прибегать к займам, как в условиях стабильной ситуации, так и при возникновении экономических проблем. Каждый заем предполагает его обоснование и организационную подготовку. Экономическое обоснование включает в себя оценку затрат, связанных с размещением займа, его обслуживанием (выплатой процентов) и погашением; сопоставление различных вариантов заимствований; расчет их эффективности, сравнение затрат с ожидаемыми выгодами от использования средств. Наибольшую трудность представляет оценка выгод, поскольку они имеют не только экономическую, но и социально-политическую составляющую, не всегда поддаются количественному измерению и распределены во времени.
Организационная подготовка займа предполагает, что государство должно создать систему управления привлеченными средствами. Для этого определяется генеральный агент по его обслуживанию, который в дальнейшем будет осуществлять операции по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате процентов по ним. Для федерального правительства эти функции обычно выполняет Центральный банк и его учреждения. Генеральный агент действует на основе соглашений, подписанных с тем органом исполнительной власти, который осуществляет эмиссию государственных обязательств. Взаимодействуя с другими агентами, он создает сеть по распространению государственных ценных бумаг. В России Центральный банк осуществляет функции генерального агента по обслуживанию государственного внутреннего долга безвозмездно.