Совершенствование налогообложения малых предприятий
Преимущество специальных налоговых режимов заключается в замене одним налогом уплаты нескольких налогов. Как и сейчас, предприниматели, купившие патент, будут освобождаться от НДФЛ и налога на имущество физических лиц (в части доходов и имущества, связанных с видами деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения). Также предприниматели будут освобождаться от НДС. Только с 2012 года предусмотрены некоторые ограничения. НДС придется уплачивать:
при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых не применяется патентная система налогообложения;
при ввозе товаров на территорию Российской Федерации;
при осуществлении операций, облагаемых в соответствии со ст. 174 НК РФ, т.е. совершении налогооблагаемых операций в рамках договора простого товарищества, договором доверительного управления имуществом или концессионным соглашением.
Недостатком патентной системы является необходимость ведения книги доходов и расходов. При этом если доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ применительно к налогу на прибыль, превысят 60 млн. рублей, налогоплательщик будет считаться утратившим право на применение патентной системы налогообложения с начала налогового периода, на который был выдан патент. Суммы патента, однако, можно будет учесть в счет НДФЛ, который придется доначислить и уплатить в бюджет.
Патентную систему налогообложения можно будет совмещать с иными налоговыми режимами, в том числе с общей системой налогообложения. При этом налогоплательщики обязаны будут вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении видов предпринимательской деятельности, переведенных на патентную систему, и иного режима налогообложения.
А главным недостатком новой системы будет невозможность ее применения организациями. В принципе, организации и сегодня не вправе перейти на УСН на основе патента. Однако с 2014 года с отменой единого налога на вмененный доход малые предприятия окажутся перед очень сложным выбором. Патентная система будет им недоступна, а выбрать придется между общим режимом налогообложения и «упрощенкой». При этом возможность для применения последней ограничена и размером выручки и основных средств, и количеством наемных работников. Предложит ли Правительство выход из данной ситуации, покажет время.
Особо следует отметить, что на данный момент малому бизнесу нужна государственная поддержка. В настоящее время к ней можно отнести только возможность применения специальных режимов, упрощенных процедур и форм отчетности или введение дополнительных льгот в рамках налогового законодательства и утвержденные законами субъектов Российской Федерации.
Замечу, что до 1 января 2005 года предприятиями малого бизнеса могла применяться ускоренной амортизации основных производственных фондов, однако в настоящее время это отменено. Ускоренная амортизация в настоящее время применяется предприятиями по основным средствам при условии их работы в агрессивных средах в виде повышенных коэффициентов. Поэтому предлагаю ввести данную льготу на этапе становления предприятия, что в свою очередь окупится налоговыми поступлениями в будущем.
Далее следует обратить внимание на малые предприятия, применяющие общую систему налогообложения и являющиеся плательщиками налога на прибыль.
В зарубежных странах ставки налога на прибыль и налога на добавленную стоимость применяются дифференцированно в зависимости от величины годового дохода. Пониженные ставки для малых предприятий устанавливаются не только государственными, но и местными органами власти.
В США применяется прогрессивное налогообложение прибыли. При объеме производства до 25 тыс. долл. - 15%, 25 - 50 тыс. долл. - 18%, 50 - 75 тыс. долл. - 40%. Налоговые льготы малым предприятиям предоставляются также на уровне штатов, где они применяются для привлечения предпринимателей в депрессивные регионы, предпринимательские зоны.
В Германии также существуют льготы предприятиям малого бизнеса. Малые предприятия имеют право на необлагаемый минимум в размере 5 тыс. марок, который вычитается из подлежащего обложению дохода. Если же годовой доход превышает 10 тыс. марок, необлагаемый минимум сокращается на половину суммы превышения. Вновь создаваемые частные предприятия в первые два года полностью освобождены от налогов.
Во Франции для малого бизнеса действует целый ряд льгот. Например, на 40 - 50% снижен налог с предприятий, осваивающих новые технологии. Предусматривается возможность отсрочки уплаты ряда налогов при временном недостатке ликвидных средств.