Упрощенная схема налогообложения и отчетности для индивидуального предпринимателя
Упрощенная система налогообложения (далее - упрощенная система, УСН) впервые была введена на территории Республики Беларусь с 1 января 1998 г. Законом РБ от 31.12.1997 № 121-3 "Об упрощенной системе налогообложения для субъектов малого предпринимательства" (далее - Закон № 121-3).
Закон № 121-3 предусматривал переход на упрощенную систему путем выдачи субъекту малого предпринимательства патента на право применения упрощенной системы. За патент взималась плата. Ее размер определялся постановлением Совета Министров РБ от 27.08.2005 № 943 в базовых величинах в зависимости от вида экономической деятельности.
Платежи в счет погашения годовой стоимости патента вносились субъектом малого предпринимательства ежемесячно в размере 1/12 годовой стоимости патента не позднее 22-го числа месяца, предшествующего месяцу осуществления деятельности. Эти платежи засчитывались в счет будущих обязательств по уплате налога при упрощенной системе, который исчислялся ежеквартально по ставке 10% от валовой выручки, полученной за истекший квартал. Но такой зачет производился только в пределах календарного года. То есть, если по итогам календарного года выплаченная стоимость патента оказывалась выше суммы 10% -го налога, исчисленного от полученной за этот год валовой выручки, разница субъекту малого предпринимательства из бюджета не возвращалась.
С 1 июля 2007 г., со вступлением в силу Указа Президента РБ от 09.03.2007 № 119 (далее - Указ № 119), упрощенная система изменилась. Основным отличием новой упрощенной системы является отмена патентов на право применения УСН. Теперь авансовые платежи в виде платы за патент не вносятся. Налог при упрощенной системе уплачивается ежемесячно исходя из размера валовой выручки за истекший налоговый период.
индивидуальный предприниматель упрощенное налогообложение
Выход Указа № 119, действие которого в первую очередь направлено на упрощение налоговых отношений между представителями малого бизнеса и государством, является, безусловно, прогрессивным событием. На это указывает сравнение положений Закона № 121-3 и Указа № 119. Отмена патентной системы, увеличение предельной численности работников, при которой возможно применение УСН, с 15 до 100 человек (т.е. в 6,67 раза) и предельного размера валовой выручки за год с 20 000 базовых величин до 2000 млн. руб. (т.е. в 3,23 раза) создают благоприятные условия для развития малого бизнеса, делая упрощенную систему доступнее для более широкого круга организаций и индивидуальных предпринимателей.
Кроме того, в Положении об упрощенной системе налогообложения, утвержденном Указом № 119 (далее - Положение № 119), предусмотрена возможность освобождения организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, от уплаты налога на добавленную стоимость, если у них средняя численность работников за месяц не превышает 15 человек и валовая выручка за первые 9 месяцев года составляет не более 450 млн. руб. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих НДС, ставка налога при упрощенной системе снижена с 10 до 8%.
Еще более низкие ставки налога (5% для субъектов хозяйствования, не уплачивающих НДС, и 3% для плательщиков НДС) установлены для организаций (индивидуальных предпринимателей) с местом нахождения (жительства) в населенных пунктах, преобразованных (подлежащих преобразованию) в агрогородки, а также в населенных пунктах, включенных в перечень малых и средних городских поселений в соответствии с приложением 2 к Государственной комплексной программе развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007-2010 годы, утвержденной Указом Президента РБ от 07.06.2007 № 265 (далее - Указ № 265).
- Кто вправе применять УСН?
- Ставки налога. Общие ставки
- Пониженные ставки
- Одновременное применение различных ставок
- Изменение состава уплачиваемых налогов при переходе на упрощенную систему
- Объект налогообложения при УСН
- Что нужно сделать для перехода на УСН?
- Особенности исчисления налога при УСН
- Факторы, влияющие на целесообразность перехода на УСН
- Налогообложение и ценообразование у индивидуальных предпринимателей - неплательщиков НДС
- Налогообложение и ценообразование у индивидуальных предпринимателей - плательщиков НДС
- Прекращение применения УСН