Характеристика налогов, уплачиваемых из выручки от реализации продукции (товаров, работ и услуг)
Уплата налога на добавленную стоимость производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом [3].
Оценка места и роли НДС в экономике Беларуси неоднозначна. Практики полагают, что этот налог как нельзя лучше обеспечивает бюджетные потребности, а аналитики критикуют его за излишнюю фискальность, неотработанность налоговой базы и чрезмерно высокие ставки. Последние считают, что данный налог не адаптирован к экономике Беларуси на современном этапе развития, чем объясняются недостатки в формировании налогооблагаемой базы, техники исчисления НДС, что, как следствие, вызывает недовольство налогоплательщиков.
В Республике Беларусь используется зачётный метод его исчисления. Эффективность зачётного метода выражается в том, что он практически не даёт возможности уклониться от уплаты налога и обеспечивает полное поступление причитающихся бюджету сумм.
На рисунке 12 представлены плательщики НДС - юридические лица инспекции МНС по Центральному району г. Гомеля [Приложение З].
Наибольший удельный вес уплаты НДС плательщиков - юридических лиц по ИМНС Центрального района занимают государственные унитарные предприятия, объединения (47,51%) и другие коммерческие и некоммерческие организации (41,83%).
Рисунок - 12 Структура плательщиков НДС - юридические лица инспекции МНС по Центральному району г. Гомеля за 2011 г.
В настоящее время в Беларуси НДС прочно занял своё место в налоговой системе. Те огромные суммы, которые НДС формирует для государственного бюджета, фактически изымаются из выручки от реализации продукции (товаров, работ и услуг).
В Республике Беларусь НДС имеет зачётный метод его исчисления. Суть состоит в том, что налог взимается только с той части стоимости товара, работы или услуги, которая добавляется предприятием к стоимости закупленных им производственных ресурсов (сырья, материалов, комплектующих и т. д.) налог, подлежащий уплате в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары, работы и услуги, и суммами налога по оплаченным материальным ресурсам, работам, услугам, стоимость которых относится на издержки производства и обращения.
Эффективность зачётного метода выражается в том, что он практически не даёт возможности уклониться от уплаты налога и обеспечивает полное поступление причитающихся бюджету сумм [5, c. 242-243].
Акцизы. Плательщиками акцизов являются юридические лица Республики Беларусь, иностранные и международные организации, в том числе не являющиеся юридическими лицами, простые товарищества (участники договора о совместной деятельности), хозяйственные группы и индивидуальные предприниматели производящие подакцизные товары или ввозящие подакцизные товары на таможенную территорию Республики Беларусь и (или) реализующие ввезенные на таможенную территорию Республики Беларусь подакцизные товары.
Подакцизными товарами признаются:
) спирт;
) алкогольная продукция;
) непищевая спиртосодержащая продукция в виде растворов, эмульсий, суспензий, произведенных с использованием этилового спирта из всех видов сырья, иных спиртосодержащих продуктов;
) пиво, пивной коктейль (пивным коктейлем признается продукт, изготовленный путем купажирования пива или специального пива и других компонентов без добавления этилового ректификованного спирта из пищевого сырья, с содержанием пива в готовом пивном коктейле не менее 50 процентов);
) слабоалкогольные напитки с объемной долей этилового спирта более 1,2 процента и менее 7 процентов (слабоалкогольные натуральные напитки, иные слабоалкогольные напитки), вина с объемной долей этилового спирта от 1,2 процента до 7 процентов;
) табачные изделия;
) автомобильные бензины;
) дизельное и биодизельное топливо;
) судовое топливо;
) газ углеводородный сжиженный и газ природный топливный компримированный, используемые в качестве автомобильного топлива;
) масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;
) микроавтобусы и автомобили легковые, в том числе переоборудованные в грузовые (коды по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза 8702, 8703 и 8704);
) сидры;
) пищевая спиртосодержащая продукция в виде растворов, эмульсий, суспензий, произведенных с использованием этилового спирта [3].
В Республике Беларусь действуют единые ставки акцизов как для подакцизных товаров, произведенных на территории Республики Беларусь, так и для подакцизных товаров, ввозимых на территорию Республики Беларусь и (или) реализуемых на территории Республики Беларусь.
Ставки акцизов могут устанавливаться в абсолютной сумме на физическую единицу измерения подакцизных товаров (твердые (специфические) ставки); в процентах от стоимости подакцизных товаров или таможенной стоимости подакцизных товаров, увеличенной на подлежащие уплате суммы таможенных пошлин (процентные (адвалорные) ставки) [5, c. 250].