Проблемы исполнения сметы бюджетного учреждения, пути их решения
необходимость выделения бюджетных ассигнований на содержание бюджетных учреждений, которые вполне приспособлены к существованию в рыночных условиях, лишает государство возможности повысить (хотя бы до уровня покрытия необходимых затрат) объемы финансирования тех учреждений, которые по роду или условиям своей деятельности не способны существовать вне рамок государственного сектора;
проблема субсидиарной ответственности государства по обязательствам учреждений, возникшим в результате осуществления ими деятельности, приносящей доход (оказания платных медицинских услуг);
проблемы, связанные с деятельностью, приносящей доход бюджетным учреждениям, которая, с одной стороны, не способствует формированию равных конкурентных условий на рынке платных медицинских услуг, с другой, приводит к снижению доступности и качества бесплатных услуг для населения.
Изменение правового статуса бюджетного учреждения на автономное приведет к расширению прав медицинских организаций по распоряжению имеющимся имуществом, распределению и расходованию средств, получаемых из бюджета, системы обязательного медицинского страхования, от оказания платных медицинских услуг, а именно:
доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано (т. е., видимо, доходы от всех видов деятельности);
предоставляя медицинские услуги за плату, используя различны формы коммерческой деятельности, допускаемые Уставом, медицинское предприятие имеет шанс выжить в условиях острейшей нехватки финансовых средств;
автономное учреждение более самостоятельно в своей деятельности: не финансируется по смете, учредитель может оплачивать его услуги в соответствии с заключенными договорами, что не только обеспечивает возможность более оперативного маневра ресурсами, но и (в отсутствии устанавливаемого сметой ограничения на фонд оплаты труда) создает у коллектива Автономное учреждение коммерческие стимулы;
Медицинские автономные учреждения «склонны к поиску новых технологий, используют современные управленческие методы, стараются более эффективно использовать основные средства, предъявляют более высокие требования к уровню квалификации персонала и конечным результатам лечения, что, в конечном счете, ведет к более высоким и качественным показателям эффективности оказания медицинской помощи»;
Для автономного учреждения характерна многоуровневую систему управления, что в принципе характерно для корпорации, нежели для учреждений. На данный момент орган управления учреждением является единоличным, назначаемым. Для медицинского учреждения - это главный врач, назначаемый учредителем. Основными органами управления АУ являются наблюдательный совет (высший орган управления), руководитель АУ (исполнительный орган управления), каждый из которых выполняет специально оговоренные законом функции. Руководитель АУ (председатель) будет осуществлять лишь отдельные вопросы текущего руководства деятельностью АУ. Думается, что наблюдательный совет, в состав которого будут входить не только профессионалы-медики, но и представители государственных органов, ОМС и т. д., позволит контролировать сроки исполнения распоряжений и предложений руководителя, поскольку по отдельным вопросам окончательные решения только после рассмотрения заключений наблюдательного совета АУ» [17, с. 89].
Заключение
Как известно, основная деятельность бюджетного учреждения ведется за счет государственных средств. Однако у этих организаций могут быть и дополнительные источники финансирования, которые условно называют внебюджетными. Средства, которые федеральный бюджет выделяет учреждениям, поступают исключительно на лицевые счета, открытые в органах федерального казначейства Российской Федерации.
В первой главе подробно описаны теоретические аспекты анализа финансовой деятельности бюджетной организации: содержание и задачи анализа финансовой деятельности учреждения, нормативное регулирование, сметное финансирование, классификация расходов медицинского учреждения.
Во второй главе дана краткая характеристика исследуемого учреждения, его состав и организационная структура, а так же его экономическая деятельность, понятия сметы доходов и расходов бюджетного учреждения. Здесь же исследованы порядок составления сметы доходов и расходов в бюджетном учреждении. Так как анализируемое учреждение «Комитет по здравоохранению АХМР» относится к сфере здравоохранения, в теоретической части раскрыто понятие расходов медицинского учреждения с рассмотрением классификации расходов медицинского учреждения.
На основе этого, можно отметить следующее:
Ø Учреждение имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков, печать со своим наименованием и с наименованием вышестоящего ведомства, бланки, фирменную символику.