Проблемы исполнения сметы бюджетного учреждения, пути их решения
Общий порядок организации использования и бухгалтерского учета бюджетными учреждениями полученных из бюджетов ассигнований предполагает, что данные средства должны быть либо полностью использованы в соответствии с утвержденными установленным порядком сметами доходов и расходов, либо возвращены (отозваны) их распорядителю, т. е. остатков на субсчетах учета бюджетного финансирования быть не должно. Однако на практике могут возникать случаи, когда произведенные учреждением и отраженные в его бухгалтерском учете затраты не соответствуют назначению полученных бюджетных средств, что по итогам года приводит к наличию остатков и, как правило, является подтверждением нарушений требований Бюджетного кодекса Российской Федерации и Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях.
Как было выявлено в анализе исполнения сметы доходов и расходов, процент кассового исполнения сметы от планового на отчетный период из источников по бюджетной и внебюджетной деятельности за 2010-2012 годы колеблется от 97,1 % (минимальный показатель 2011 года) до 99,8 % (максимальный показатель 2012 год).
В частности, причины возникновения таких остатков могут быть следующими:
. Неполное использование учреждением утвержденных бюджетных ассигнований.
. Несоответствие кодов экономической классификации произведенных учреждением затрат соответствующим кодам бюджетных ассигнований согласно утвержденным установленным порядком сметам доходов и расходов.
. Наличие не погашенной на конец года дебиторской задолженности перед сторонними организациями, подлежащей погашению за счет бюджетных средств.
. Наличие на конец года непогашенных подотчетных сумм, выданных за счет бюджетных средств.
. Превышение стоимости материальных запасов на конец года над соответствующим показателем на начало года.
. Не возврат распорядителю бюджетных средств, уплаченных сторонним организациям в предыдущем отчетному году и возвращенных на счет учреждения в отчетном году.
Наличие в годовом балансе исполнения сметы доходов и расходов данных остатков может свидетельствовать о недостаточно эффективной организации финансово-хозяйственной деятельности учреждения и отсутствии должного контроля со стороны бухгалтерии и контролирующих органов [25, с. 89].
Основываясь на данных теоретического исследования, в дипломной работе был, как уже было отмечено, проведен анализ исполнения сметы расходов бюджетных и внебюджетных средств.
В результате установлены небольшие отклонения кассовых расходов от суммы полученного финансирования (рис. 7), что свидетельствует о том, что средства, выделенные на нужды Комитета по здравоохранению АХМР в 2010-2012 гг., были освоены не в полном объеме и в соответствии с их целевым назначением.
К примеру, в 2010 году кассовое исполнение из источников по бюджетной деятельности по статье 212 «Прочие выплаты» составило 94,6 %, экономия возникла в связи с переносом льготного отпуска сотрудника на 2011 год по семейным обстоятельствам.
Кассовое исполнение по статье «Начисления на оплату труда» составило 97,45 %, экономия возникла в связи с применением регрессивной шкалы.
Кассовое исполнение по статье 222 «Транспортные услуги» составляет 98,4 %, запланированная авиа командировка врача инфекциониста в город Сургут была произведена автотранспортом. Кассовое исполнение по статье 223 «Коммунальные услуги» от запланированных расходов составило 97,3 %. Экономия образовалась в связи с реконструкцией комплекса ОКПНД: - снижение тарифов за услуги МУП «Водоканал», Передача отопления здания в ОАО «Обьгаз» - снижение тарифов.
По статье 292 «прочие расходы» кассовое исполнение составило 93,5 % так как не была произведена плата отчислений за загрязнение окружающей среды за 4 квартала, в связи с поздним утверждением расчета управлением по техническому и экологическому надзору ХМАО - Югры.
В 2011 году так же наблюдается не полное исполнение сметы расходов по статье 212 «Прочие выплаты». Экономия возникла в связи с увольнением 2 работников и переносом льготного отпуска сотрудника организации на 2012 год.
Кассовое исполнение по статье «начисления на оплату труда» составило 84 %. Экономия возникла в связи с применением регрессивной шкалы.
По статье 223 «Коммунальные услуги»% исполнения плана составил 79 %. По решению арбитражного суда ХМАО был продлен договор о безвозмездном пользовании помещениями.
По статье 292 «Прочие расходы» кассовое исполнение составило 21 % на данный ЭКР планировались расходы по перечислению налога на прибыль по итогам деятельности учреждения. В настоящий момент оплата налога на прибыль происходит за счет уменьшения полученного дохода.
Как мы видим, большинство причин неполного исполнения бюджета являются непредвиденными и не свидетельствуют о не эффективной организации финансово-хозяйственной деятельности учреждения и отсутствии должного контроля со стороны бухгалтерии и контролирующих органов.