Проблемы исполнения сметы бюджетного учреждения, пути их решения
Из вышеперечисленных возможных причин неполного исполнения сметы в данном учреждении при анализе выявились следующие причины:
неполное использование учреждением утвержденных бюджетных ассигнований;
наличие не погашенной на конец года дебиторской задолженности перед сторонними организациями, подлежащей погашению за счет бюджетных средств (по вине сторонней организации).
Устранение данных причин не требует применения дополнительных мер в данном учреждении.
Другая проблема, которая уже была затронута в теоретической части - это то, что смета доходов и расходов должна отражать объем необходимых бюджетному учреждению в текущем финансовом году бюджетных ресурсов, вне зависимости от того, соответствуют ли эти расходы выделенным бюджетным ассигнованиям. Составленная таким образом смета расходов позволит главному распорядителю скорректировать объем бюджетных ассигнований в разрезе статей бюджетной классификации в начале финансового года и будет способствовать их рациональному расходованию.
На сегодняшний день соответствие реальной потребности в бюджетных ресурсах и объема выделенных бюджетных ассигнований достигается путем внесения корректировок в первоначально доведенный объем бюджетных ассигнований. Так, получатель бюджетных средств направляет своему главному распорядителю (распорядителю) мотивированную просьбу о перераспределении бюджетных ассигнований между статьями бюджетный классификации (в соответствии с возникшей потребностью) или о выделении дополнительных ресурсов по определенной статье бюджетной классификации. В случае если главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств удовлетворит просьбу, в смету доходов и расходов бюджетного учреждения вносятся соответствующие изменения (п. 6 ст. 158 БК РФ).
Доводя до подведомственных ему получателей бюджетных средств в начале года объем бюджетных ассигнований, главный распорядитель бюджетных средств ориентируется не только на объем выделенных ему из бюджета ресурсов, но и на проекты сметы доходов и расходов, составленные каждым получателем бюджетных средств в прошлом году.
Важно оптимизировать порядок предоставления средств из бюджета, добиваясь, чтобы они использовались с наибольшим эффектом.
В современных экономических условиях организационно-финансовая деятельность учреждения усложняется и имеет свои особенности и проблемы.
Претерпевают изменения способы и порядок финансирования организации, осуществляется переход от системы финансирования, основанной на показателях ресурсного обеспечения, к системе, бюджетирования, ориентированной на конечные результаты деятельности, что в свою очередь, является источником целого ряда проблем для осуществления эффективной деятельности.
«В условиях меняющихся требований окружающей среды, основная задача управления организацией - достижение финансовой устойчивости, социальной и медико-экономической эффективности на основе не только достаточного наполнения бюджета учреждения, но и рационального расходования имеющихся денежных средств. При этом возрастает значимость системы оптимизации управления результатом в соответствии с критериями достижения целей качества: результативности, эффективности и минимизации затрат.
Важно от концепции выживания перейти к концепции стабилизации и устойчивого развития, создания экономического механизма стимулирования и реализации инновационной деятельности, продумать не только цели и средства их достижения, но и методы, которые будут применяться к решению всех проблем управления» [23, с. 89].
Решение этих задач позволит обеспечить рост потенциала учреждения и оптимизировать процессы предоставления медицинских услуг в направлении конечного результата - оказания качественной специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи обслуживаемому контингенту.
Для решения выявленной проблемы следует:
. Заменить сметный порядок бюджетного финансирования оплатой конечных результатов деятельности медицинского учреждения.
Перейти от бюджетного финансирования деятельности медицинских учреждений здравоохранения на основе сметы расходов на содержание учреждения к финансированию на основе тарифов за пролеченных больных по законченным случаям лечения. Оплата должна производиться за количество законченных случаев госпитализации по тарифам, дифференцированным в соответствии с видами заболеваний и протоколам ведения больных. Тарифы должны обеспечивать возмещение всех видов издержек, необходимых для оказания соответствующей медицинской помощи («полные тарифы»).
Для замены сложившегося механизма бюджетного финансирования, именуемого сметным порядком финансирования, на механизм целевого финансирования достаточно пойти по пути строгого выполнения норм Бюджетного кодекса. Необходимо конкретизировать понятия государственные услуги и нормативы финансовых затрат на предоставление государственных услуг в применении к деятельности федеральных учреждений здравоохранения. В качестве государственных услуг естественно будет рассматривать оказание медицинской помощи для лечения заболеваний различных форм. В качестве нормативов финансовых затрат на предоставление государственных услуг следует рассматривать тарифы оплаты за законченный случай лечения, дифференцированные по формам заболеваний.