Сущность, виды и функции налогов
В качестве важнейших составляющих финансовой политики государства выступают бюджетная, налоговая, инвестиционная, кредитная.
От степени рациональности финансовой политики Российской Федерации зависят темпы развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и других отраслей, а также субъектов РФ.
Наиболее успешным периодом экономического развития РФ по большинству макроэкономических показателей можно считать 1999-2002 годы. Объем валового внутреннего продукта увеличился за этот период на 26 процентов, промышленное производство - более чем на 37 процентов.
Характеризуя государственную финансовую политику в целом, можно констатировать, что в 1999 году она вышла из антикризисной (стабилизационной) стадии, и началось проведение новой комплексной финансовой политики, направленной - согласно официальной позиции - на стабилизацию экономики в целом и создание условий для долгосрочного экономического роста.
Формальные итоги послекризисной финансовой политики заключаются в снижении инфляции до уровня менее 3% в месяц, стабилизации реального обменного курса, а также оживлении промышленного производства. После периода относительно мягкой бюджетной и денежно-кредитной политики до начала 1999 года, направленной на погашение кредиторской задолженности бюджета и обеспечение дополнительной ликвидности банковского сектора, Правительство и Банк России переключились на более жесткую политику: первичный профицит бюджета превысил за первые четыре месяца 1% ВВП, кредитование банковского сектора было ограничено с одновременным повышением резервных требований по существенной части депозитов кроме рублевых вкладов населения, а спрос на валюту ограничивался, в основном, административными мерами.
Финансовая политика в 2004г. при избытке доходов оставалась крайне жесткой и ориентированной на накопление резервов. Благоприятная внешняя конъюнктура в совокупности с мерами налоговой политики, направленными на более полное изъятие экспортной ренты, обеспечили в 2004г. поступление в федеральный бюджет огромного объема дополнительных доходов (680 млрд. руб., или 4.1% ВВП). Это позволило аккумулировать в бюджете 20.7% ВВП против 19.4% ВВП в 2003 г. Однако, даже с учетом принятых осенью поправок, общий уровень непроцентных расходов федерального бюджета относительно ВВП остался на запланированном уровне (12.5% ВВП), сократившись по сравнению с 2003 г. (13.2% ВВП). Сокращение затронуло преимущественно социальный блок (в частности, расходы на образование и науку), а также трансферты регионам, что и явилось одним из факторов снижения (относительно ВВП) непроцентных расходов региональных бюджетов.
Проведенные реформы последних лет позволили решить значительное число задач, поставленных в предыдущих планах действий Правительства Российской Федерации.
Определенный прогресс достигнут в сфере устранения избыточного административного давления на бизнес - снижено количество лицензируемых видов деятельности, введены ограничения на проведение контролирующими и надзорными органами проверок деятельности хозяйствующих субъектов. Принят федеральный закон, направленный на изменение системы регистрации индивидуальных предпринимателей, Государственной Думой рассматривается проект закона, предусматривающий запрет на осуществление органами государственного контроля (надзора) плановых проверок субъектов малого предпринимательства в течение трех лет с момента их государственной регистрации.
Государственной Думой принят в первом чтении Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» (новая редакция), рассматривается проект федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», направленный на защиту прав и интересов вкладчиков банков, укрепление доверия к банковской системе.
Вместе с тем отдельные задачи не были решены. Не завершен перевод в форму оплаты труда и денежного довольствия натуральных льгот и выплат, установленных для отдельных категорий государственных служащих, военнослужащих и работников правоохранительных органов. Не принята концепция развития газовой отрасли, что создает некоторые неопределенности в проведении реформ в области электроэнергетики и жилищно-коммунального хозяйства. Не удалось в полном объеме реализовать меры по дебюрократизации экономики, в частности упростить процедуру регистрации юридических лиц.