Международный опыт организации финансового контроля
Основная задача Европейского Суда аудиторов заключается в осуществлении надзора за финансовой деятельностью и обеспечении гласности в процессе управления европейскими финансами. Особенность правового статуса данного органа заключается в его независимости. Аудиторы не могут занимать никакой другой оплачиваемой должности. Они могут быть смещены со своего поста только по решению Судебной палаты.
Таким образом, создание органа европейского финансового контроля подразумевает продолжение функционирования национальных систем финансового контроля в государствах-членах. Фактически полномочия европейского контроля и национальных контрольных органов не пересекаются. Европейская Счетная палата контролирует финансовую деятельность органов Европейского Союза, в то время как национальные финансово-контрольные органы контролируют исполнение национальных бюджетов.
При создании финансового контроля в Европейском Союзе была принята та же схема, которая успешно апробирована во многих странах: существует парламентский контроль за исполнением бюджета, существует контроль исполнительной власти и существует независимый контрольный орган - счетная палата.
Таким образом, опыт организационно-правового регулирования финансового контроля в западных государствах свидетельствует о том, что в современных условиях эффективное экономическое и политическое развитие государства невозможно без эффективной системы государственного финансового контроля, которая соответствует уровню экономического и правового развития общества. Финансовый контроль в бюджетной сфере призван ревизовать движение денежных средств государства, обеспечивать необходимый объем поступлений в бюджет и внебюджетные фонды, содействовать укреплению и развитию доходной базы бюджета, способствовать рациональному расходованию бюджетных средств.
Глава 2. Реализация финансового контроля в РФ