Международный опыт организации финансового контроля
Федеральный министр финансов в Бундестаг и Бундесрат предоставляет отчеты обо всех доходах и затратах, а также о состоянии имущества государства и имеющихся долгах у него.
В Германии финансовый контроль проводится Федеральной счетной палатой, а также счетными палатами земель. Она является независимой службой финансового контроля, которая принимает позиции между парламентом и правительством Германии и является их советчиком. Федеральная счетная палата проводит контроль за бюджетным финансированием и управлением экономикой, а также деятельность государственных компаний. Палата имеет право также контролировать учреждения, не входящие в область компетенции федерации, а также имеют право управлять средствами федерации.
Члены Федеральной счетной палаты используют независимость судей. Каждый год она должна сообщать о своей работе как правительству, так и Бундестагу и Бундесрату.
В области финансового контроля в Германии наиболее значимо действует парламентский контроль. Имеется в виду, прежде всего, функция государственного контроля, которая в основном сводится к контролю за соблюдением законодательства. Для этих целей во многих землях организован специальный уровень управления, так называемый средний уровень, который позволяет помимо прочего осуществлять финансовый контроль и в области межбюджетных отношений. Положительной стороной этого вопроса является то, что концентрация внимания на одной из определяющих функций управления позволяет сделать контроль реальным и эффективным, а процесс управления - результативным.
В бюджетном законодательстве Германии закреплены детали постановки задач, предмета проверок, критериев проверок и методов их проведения. Счетная палата Германии уполномочена давать проверяемым структурам предложения по принятию мер с целью устранения выявленных недостатков. На эти предложения проверяемые объекты должны ответить в установленный срок.
Важную роль в системе финансового контроля в Германии играет Министерство финансов. Управления и отделы министерства контролируют процесс составления и рассмотрения государственного бюджета, анализируют финансовые сметы министерств и ведомств. В каждом ведомстве Министерство финансов имеет своих представителей, которые отвечают за правильность и законность производимых расходов, оценивают их эффективность. Как отмечает Е.Ю. Грачева, в настоящее время "сфера финансового контроля, проводимого Министерством финансов, расширяется, что связано с увеличением объема ресурсов, перераспределяемых через финансовую систему, и возникновением новых объектов финансового контроля".
Во Франции контрольный орган судебного типа был создан еще при Наполеоне Бонапарте. В настоящее время во Франции существует Счетная палата, которая в соответствии со статьей 47 Конституции Французской республики "помогает парламенту и Правительству контролировать исполнение финансовых законов".
В процессе создания и деятельности Европейского Союза одним из важных вопросов стал вопрос о финансовом контроле. Сложность его практического разрешения заключается в том, что государства, входящие в состав единого европейского пространства, сохраняют значительную степень самостоятельности. Великобритания, например, сохранила даже национальную валюту. Организация единой системы европейского финансового контроля сталкивается с разными национально-государственными традициями и стандартами, с различием в правовых системах. В то же время есть и определенные успехи на пути создания единой системы финансового контроля в объединенной Европе.