Международный опыт организации финансового контроля
Развитие законодательства о финансовом контроле в зарубежных странах определяется двумя факторами: опытом национального государственно-правового развития и принципами Лимской декларации, принятой в рамках ИНТОСАИ в 1977 г.
В целом в зарубежных государствах система организации и полномочий высших контрольных органов определяется особенностями формы правления. В парламентских республиках главную роль играет парламентский контроль, который осуществляют создаваемые парламентом счетные палаты. В качестве примера можно привести такие государства, как ФРГ, Австрия, Франция, Венгрия. В тех монархических государствах, где фактически главную роль в политической жизни страны играет парламент, ситуация складывается аналогичным образом. Примером являются счетные палаты Испании, Швеции, Норвегии.
В президентских республиках, наряду с парламентским контролем, обычно существуют контрольные структуры исполнительной власти, наделенные значительными полномочиями. Например, в США, помимо подчиненной Конгрессу Службы финансового контролера, существуют административно-бюджетное управление при президенте, система инспекторских служб в федеральных ведомствах, Президентский совет по борьбе с финансовыми злоупотреблениями в правительственных учреждениях.
В государствах с социалистически ориентированной политической структурой высшие органы финансового контроля включены в исполнительную власть. В частности, в Китае Госсовет, который фактически является правительством, создает Высшее учреждение ревизии счетов, возглавляемой Генеральным аудитором. Во Вьетнаме счетная палата подчинена премьер-министру.
Несмотря на такие различия, структуры финансового контроля в зарубежных странах стремятся осуществлять свою деятельность на основе принципов Лимской декларации. В данном документе подчеркивается, что организация контроля является обязательным элементом управления общественными финансовыми средствами, так как такое управление влечет за собой ответственность перед обществом. Анализируя положения Лимской декларации, Е.Ю. Грачева отмечает, что контроль - это не самоцель, а неотъемлемая часть общегосударственной системы регулирования общественных отношений, вскрывающая допущенные отклонения от принятых стандартов и имевшие место нарушения принципов законности, эффективности и экономии.
Независимость контрольных органов в соответствии с Лимской декларацией выражается:
в независимости контрольных органов от проверяемых ими организаций;
в защищенности от постороннего влияния;
в независимости членов контрольных органов;
в обеспечении контрольного органа финансовыми средствами, необходимыми для выполнения возложенных на него задач.
В Лимской декларации отмечается, что высшие контрольные органы страны только в том случае могут успешно выполнять возложенные на них задачи, когда они действительно независимы от проверяемых ими организаций и защищены от постороннего влияния. В соответствии с этим в большинстве государств независимость контрольных органов закрепляется в тексте конституции. Как правило, одним из элементов такой независимости является то, что руководителя контрольных органов назначаются или утверждаются парламентами на более длительные сроки, чем сроки полномочий самих парламентов. Кроме того, руководители контрольных органов могут быть освобождены от должности только по решению парламента в строго определенных случаях: некомпетентности, доказанных злоупотреблений, по собственному желанию.