Формирование политики управления запасами на основе оптимизации товарного ассортимента
где R - рентабельность товарной группы;
П - прибыль от продаж товарной группы;
З - затраты на закуп товара и текущие затраты;
AX ГКЛ, ГВЛ, Эмали ЛАКРА Профили для ГКЛ Глянцевые панели |
AY Сухие строительные смеси Пена монтажная, Герметики |
AZ |
BX ТЕКС Керамический гранит Сайдинг Ламинированный паркет Плитка керамическая |
BY Панель МДФ КРОНОСТАР |
BZ |
CX Листовые материалы ДВП, фанера, ОСП |
CY Водонагреватели Ванны |
CZ Саморезы/Шурупы Линолеум |
Рисунок 5 - Группировка товарных групп ООО "Спартак - отделочные материалы" исходя из ABC и XYZ-анализа
Переходное значение рентабельности между квадрантами матрицы БКГ - 28%, оно соответствует средней торговой наценке торговых организаций для наиболее популярных товарных групп, среднее значение темпов роста в товарообороте для ООО "Спартак - отделочные материалы" - 101%. Учитывая специфику многономенклатурной деятельности, данный прирост является значительным для предприятий такого масштаба, как ООО "Спартак - отделочные материалы". На рисунке 5 представлена группировка товарных групп ООО "Спартак - отделочные материалы", исходя из АВС и XYZ анализов.
Рассчитаем рентабельность каждой товарной группы ООО "Спартак - отделочные материалы" по формуле (43), а также темп прироста каждой товарной группы в общем товарообороте ООО "Спартак - отделочные материалы". Расчеты представлены в Приложении В.
Таким образом, по матрице БКГ к товарам "звездам" ООО "Спартак - отделочные материалы" можно отнести такие товарные группы: эмали ЛАКРА, ТЕКС, плитка керамическая.
К товарам "дойным коровам": керамический гранит, ламинированный паркет, панель МДФ КРОНОСТАР.
К товарам "собакам": пена монтажная, герметики, водонагреватели, листовые материалы ДВП, фанера, ОСП.
К товарам "вопросительным знакам": ГКЛ, ГВЛ, профили для ГКЛ, сухие строительные смеси, глянцевые панели, сайдинг, линолеум, ванны. Матрица БКГ представлена на рисунке 6.
Рисунок 6 - Матрица БКГ
Совместим результаты АВС-XYZ-анализа и группировки согласно матрицы БКГ. Товары, вошедшие в группу AX (мясо и птица, строительные материалы, алкогольные напитки, плоды и ягоды), пользуются стабильным спросом и обеспечивают ООО "Спартак - отделочные материалы" 35% продаж, необходимо увеличивать их долю в товарообороте, следить, чтобы данные товары поставлялись "точно в срок". По матрице БКГ, эмали ЛАКРА являются наиболее рентабельными, темп роста этих товаров в товарообороте составляет 134,13% с 2008 по 2009г. г. По матрице БКГ ГКЛ, ГВЛ, профили для ГКЛ, сухие строительные смеси, глянцевые панели, сайдинг, линолеум, ванны относятся к товарам "вопросительным знакам", соответственно данные товары должны в достаточной степени финансироваться и наращивать объемы в товарообороте предприятия. Стабильный спрос и высокая рентабельность данных товаров быстро окупят маркетинговые затраты.
ТЕКС являются очень перспективной составляющей ассортиментного портфеля для ООО "Спартак - отделочные материалы" (рентабельность 30%, высокая степень прогнозируемости), поэтому основной задачей для данной группы товаров будет дальнейшее наращивание ее доли в товарообороте).
ООО "Спартак - отделочные материалы" необходимо обратить внимание на товар "сухие строительные смеси", который обеспечивал в 2009г. 8,9% товарооборота, является высокорентабельным, но в то же время темп роста в товарообороте по отношению к 2008г. снизился на 12,56%. Группу "сухие строительные смеси" необходимо финансировать с целью расширения и углубления ассортимента, привлечения новых покупателей.
Керамический гранит, ламинированный паркет, панель МДФ КРОНОСТАР являются для ООО "Спартак - отделочные материалы" так называемыми "дойными коровами", обладая средней рентабельностью, они имеют стабильный спрос и имеют достаточно высокие темпы роста в товарообороте ООО "Спартак - отделочные материалы". Для данных товаров необходимо разработать гибкую ценовую политику, цены на данные товары не должны быть завышенными.