Формирование политики управления запасами на основе оптимизации товарного ассортимента
С целью оптимизации материальных запасов, и, следовательно, получаемой совокупной прибыли, для ООО "Спартак - отделочные материалы" важен статистический анализ товарных групп и их группировка по степени влияния на общий объем продаж (ABC-анализ) и группировка по мере однородности анализируемых параметров (XYZ анализ).
Учитывая специфику торговой деятельности ООО "Спартак - отделочные материалы", такой анализ должен проводиться на предприятии ежемесячно.
Объектом анализа выступают данные об объеме продаж в стоимостном выражении по различным ценовым сегментам.
АВС-анализ строится на основе принципа Парето: за большинство возможных результатов (80%) отвечает относительно небольшое число причин (20%), т.е. 80% объема продаж обеспечивают 20% ассортимента.
Определение принадлежности выбранной товарной группы к группе внутри каждого ценового сегмента проводится в следующей последовательности:
рассчитывается доля каждой позиции в общем объеме продаж;
рассчитывается эта доля с накопительным итогом;
присваиваются значения групп.
Группа А включает ограниченное количество наиболее ценных видов позиций, которые требуют тщательного планирования, постоянного (возможно, даже ежедневного) и скрупулезного учета и контроля. Товарные позиции этой группы - основные в работе компании.
Группа В составлена из того ассортимента, который в меньшей степени важен для компании, чем категории А, и требуют обычного контроля, налаженного учета (возможно, ежемесячного).
Группа С включает широкий ассортимент оставшихся малоценных позиций, характеризующихся упрощенными методами планирования, учета и контроля.
Метод XYZ - анализа - классификация ресурсов фирмы, рассмотренных при проведении АВС - анализа, в зависимости от характера их потребления и точности прогнозирования изменений в их потребности.
Группировка ресурсов при проведении XYZ-анализа осуществляется в порядке возрастания коэффициента вариации (v), показывающего (в процентах) степень отклонения данных от среднего значения, определяется по формуле:
, (42)
Группа X - объекты, коэффициент вариации значений по которым не превышает 10%, т.е. с вероятностью 99% можно утверждать, что прогноз на данную группу товаров будет отличаться от среднего значения на + (-) 10%;
Группа Y - объекты, коэффициент вариации по которым составляет 10% - 25%, т.е. прогноз будет отличаться от среднего значения не более чем на 25%;
Группа Z - объекты, коэффициент вариации по которым превышает 25%, т.е. отклонения от среднего значения превышают 25%.
Результат XYZ - анализа - группировка ресурсов по трем категориям:
Категория X - ресурсы характеризуются стабильной величиной потребления, незначительными колебаниями в их расходе и высокой точностью прогноза.
Категория Y - ресурсы характеризуются известными тенденциями определения потребности в них (например, сезонными колебаниями) и средними возможностями их прогнозирования.
Категория Z - потребление ресурсов нерегулярно, какие-либо тенденции отсутствуют, точность прогнозирования невысокая.
Путем наложения результатов анализа XYZ на данные ABC-метода образуются 9 групп, для каждой из которых необходимо разработать свои технологии управления, при этом каждая из групп имеет две характеристики: объем в стоимостном выражении и точность прогнозирования потребности в них.
Результатом совместного проведения анализа АВС и XYZ является выделение ключевых, наиболее важных ресурсов фирмы и установление на этой основе приоритетов в структуризации бизнес-процессов.
В приложении Б представлен АВС и XYZ - анализы товарных групп ООО "Спартак - отделочные материалы" за 2009г.
На основании проведенного анализа представим товарные группы ООО "Спартак - отделочные материалы" в виде рисунка 5.
Для более полного анализа товарных групп ООО "Спартак - отделочные материалы" проанализируем их с помощью матрицы БКГ, разработанной ведущей консалтинговой компанией Boston Consulting Group (Бостонская консалтинговая группа, или БКГ).
Матрица БКГ состоит из четырех квадрантов, по горизонтальной оси фиксируются значения темпов роста товаров в товарообороте ООО "Спартак - отделочные материалы", по вертикальной - значения рентабельности товаров, рассчитываемой по формуле (43), как отношение прибыли от продаж данного товара к затратам на его закуп и на текущие затраты.
R= (43)