Усиление контроля за порядком исчисления и уплаты налогов юридических лиц
− назначения контрольной проверки.
Все корректировки направлены на устранение выявленных в ходе применения Указа № 510 несогласованностей его отдельных положений, неясных или нечетких формулировок, конкретизацию отдельных процедурных вопросов осуществления проверок. Результатом станет единообразное применение норм Указа № 510, исключение его произвольного толкования различными контролирующими органами, более действенная защита прав и законных интересов проверяемых субъектов [26].
Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что повышение качества и эффективности налогового контроля не означает его усложнения. Проведение мероприятий налогового контроля не должно отрицательно влиять на хозяйственную деятельность добросовестных налогоплательщиков. И в любом случае права плательщиков должны в полной мере соблюдаться. Пути совершенствования налогового контроля в нашей республике на современном этапе заключаются не только в непосредственном повышении результативности форм и методов контрольных мероприятий, но и в совершенствовании налоговой системы в целом.
Заключение
В заключение своей курсовой работы я хотела бы подвести некоторые итоги.
Налоги представляют собой важнейшую финансовую форму реализации государством своего экономического права на получение части созданного в обществе чистого дохода для выполнения политических, экономических и социальных задач. Налоги являются наиболее эффективным средством регулирования межгосударственных отношений и превращаются в важнейший элемент внешнеэкономической деятельности государства.
Налоги играют решающую роль в процессе перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода страны. В ходе распределения и перераспределения ВВП и национального дохода реализуются фискальная и регулирующая функции налогов.
Основу налоговой системы Республики Беларусь составляют Налоговый кодекс Республики Беларусь, который упорядочивает финансовые отношения налогоплательщика и государства. В налоговой структуре Республике Беларусь основную долю доходов бюджета составляют косвенные налоги.
Налоговая система Беларуси за последние пятнадцать лет существенно изменилась. Тем не менее, по своим основным характеристикам она значительно отличается от применяемой в экономически развитых странах.
В налоговой системе различают прямые и косвенные налоги. Прямой налог - налог, который взимается государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика.
К прямым налогам уплачиваемым юридическими лицами относятся такие налоги как: налог на прибыль, налог на недвижимость, земельный налог, экологический налог, налог за добычу (изъятие) природных ресурсов.
Косвенные налоги - налоги на товары и услуги устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг.
Оптимизация налоговой системы предполагает выбор таких налогов, которые не оказывают искажающего воздействия на размещение ресурсов в экономике. В рамках теоретических конструкций однозначно предполагается, что размещение ресурсов в системе, не обремененной налогами, является оптимальным и, соответственно, чем меньший сдвиг в размещение ресурсов привносит налогообложение, тем выше эффективность такого налога.
Критерий эффективности налогов не является единственным. Наряду с эффективностью, критериями оптимизации, которые базируются на принципах налогообложения, сформулированных еще А. Смитом, являются равенство, справедливость и минимизация издержек на сбор налогов.
При анализе влияния налогов на экономику традиционно рассматривается соотношение прямых и косвенных налогов.
Основными плательщиками прямых и косвенных налогов являются юридические лица.
Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, прошедшая в установленном порядке государственную регистрацию в качестве юридического лица либо признанная таковым законодательным актом.
По состоянию на 02.01.2012 в инспекции МНС по центральному району г. Гомеля состоит на учете 2913 юридических лиц, что на 160 больше их количества по сравнению с 2010 годом. Количество юридических лиц увеличилось за счет постановки на учет в налоговой инспекции новых организаций: обществ с дополнительной и ограниченной ответственностью, частных предприятий.
В состав плательщиков юридических лиц состоящих на учете в инспекции входят: государственные унитарные предприятия, акционерные общества с долей государственной собственности, учреждения, банки, страховые организации, иностранные юридические лица, фермерские хозяйства, общественные и религиозные организации и прочие (приложение). Наибольшее количество в структуре данного вида плательщиков занимают другие коммерческие организации (1773), общественные и религиозные организации (753),учреждения (150).