Усиление контроля за порядком исчисления и уплаты налогов юридических лиц
В 2011 году инспекцией МНС по центральному району г. Гомеля было проведено 123 проверки юридических лиц. Из них у 122 были выявлены нарушения. Результативность составила 99,19% (таблица 5). Так, к примеру в 2010 году было проведено 150 проверок, из них 142 с нарушениями, результативность 94,67%.
Из этого можно сделать вывод о том, что по отношению к 2010 году снизилось количество проверок, однако их результативность выросла на 4,52 п.п. Это говорит о высокой квалификации работников налоговых органов с одной стороны, а с другой о низкой осведомленности и налоговой неграмотности плательщиков.
Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что почти четверть поступающих доначисленных платежей составляют санкции, что в свою очередь негативно сказывается на положении юридических лиц. Хотя нельзя не отметить, что качество и результативность проводимых проверок находится на достаточно высоком уровне.
Одной из главных задач в сфере бюджетно-налоговой политики, исходя из Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы, является радикальное упрощение процедур налогового администрирования и контроля, укрепление позиций страны в мировых рейтингах [23]. Данная задача реализуется посредством внедрения системы расчета налогов для юридических лиц с использованием налоговых регистров, максимального привлечения плательщиков к системе электронного декларирования за счет снижения ее стоимости и расширения перечня предоставляемых сервисов [24]. Обязательное представление налоговых деклараций в электронном виде введено в Беларуси с 2012 года для организаций с численностью работающих более 50 человек. Такая норма предусматривается проектом закона Беларуси "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь" на 2012 год с целью приведения белорусского налогового законодательства в соответствие с общепринятой практикой. При этом переход на обязательное представление налоговой отчетности в электронном виде стал единовременным не для всех субъектов хозяйствования, а только для неохваченной части юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Обязательное электронное декларирование стал логическим продолжением развития новых форм электронного обслуживания налогоплательщиков. Внедрение электронного декларирования.
Внедрение электронного декларирования стало одним из факторов, повлиявших на результат рейтинга Всемирного банка "Doing Business", в котором Беларусь продвинулась по индикатору "Налогообложение" с 183-й позиции на 156-е. На это решение повлияло, наряду со снижением числа налоговых платежей и налоговой нагрузки, сокращение временных затрат по администрированию налогов на 100 часов.
Налоговые органы Беларуси, как и других страны Европы, сегодня стараются отойти от бумажного документооборота. Во многих государствах (Венгрия, Ирландия, Великобритания, Корея, Латвия, Россия) на законодательном уровне закреплено обязательство налогоплательщиков, соответствующих определенным критериям, представлять налоговую отчетность в электронном виде. К таким налогоплательщикам, как правило, относятся плательщики, численность сотрудников или оборот которых превышает установленный предел.
Зарубежный опыт показывает: программное обеспечение, используемое для электронного декларирования, исключает возможность арифметических и логических ошибок, содержит подсказки по заполнению полей, обновляется в соответствии с изменениями в налоговом законодательстве. Кроме того, электронное декларирование позволяет снизить временные затраты налогоплательщика на подготовку и представление в налоговые органы налоговой отчетности, сокращает бумажный документооборот, отменяет необходимость являться в налоговые органы лично. Все это позволит повысить эффективность камеральных проверок [25].
Также предусматривается закрепление в Указе № 510 требования о проведении плановых проверок в отношении субъектов, добросовестно исполняющих обязательства перед бюджетом и не имеющих фактов нарушений законодательства, одним и тем же контролирующим органом не чаще одного раза в 5 календарных лет. Отсчет пятилетнего срока предлагается начинать с 1 января 2010 г, поскольку наиболее полная информация обо всех проведенных плановых проверках и допущенных проверенными субъектами нарушениях ведется с момента вступления в силу Указа № 510 [26].
В настоящее время из сферы действия Указа № 510 уже выведены проверки, проводимые при ликвидации юридических лиц Республики Беларусь.
Совершенствуются отдельные процедуры проведения проверок, в частности:
− вопросы оформления предписания на встречные проверки;
− проведения контрольных обмеров;
− приостановления и продления проверок;
− подписания акта (справки) проверки и его (ее) вручения (направления) проверяемому субъекту;
− вынесения требования (предписания) об устранении нарушений;
− изменения сроков устранения выявленных нарушений;