Усиление контроля за порядком исчисления и уплаты налогов юридических лиц
В настоящее время актуальной является задача по поиску определенных путей совершенствования контрольной работы налоговых органов. Причем такая задача стоит как на уровне отдельно взятых инспекций, так и на уровне государства в целом.
Одним из важнейших направлений совершенствования налогового контроля является непосредственное совершенствование его форм и методов, методологии проведения налоговых проверок.
Анализ контрольной работы инспекции показывает, что в плане доначисления сумм платежей наибольшую роль играют документальные проверки. Именно поэтому управление контроля в целях совершенствования работы налоговых органов в этой области пристальное внимание уделяет разработке соответствующих методических указаний, памяток, которыми руководствуются специалисты при проверках. Положительным явлением стало регулярное проведение соответствующих семинаров и совещаний, а также глубокий анализ имевших место нарушений, определение тенденций в таких нарушениях. То есть важнейшее направление повышения эффективности налогового контроля - совершенствование методологии налоговых проверок [19].
В Республике Беларусь в настоящее время преобладает последующий налоговый контроль. Широкое применение именно этой формы контроля вызвано недостаточным уровнем информатизации налоговых органов, правовым нигилизмом налогоплательщиков и одновременно недостаточной работой, проводимой с ними.
Одним из направлений совершенствования налогового контроля является повышение роли предварительного и текущего контроля, связанных с работой по разъяснению налогового законодательства, сбору, обработке и анализу широкой информации о налогоплательщиках, на основании которой могут осуществляться выборочные проверки налогоплательщиков. Для этого необходимо создание принципиально новых технологий налоговой деятельности на основе применения компьютерных сетей и баз данных с использованием опыта зарубежных стран [20, с. 28].
Налоговая проверка как основной метод налогового контроля позволяет наиболее полно и обстоятельно проконтролировать правильность уплаты налогов и сборов и исполнение налогоплательщиками других обязанностей, возложенных на них законодательством о налогах и сборах.
На этапе проведения учета организаций и физических лиц в налоговых органах предполагается, что каждый налогоплательщик (или его налоговый агент) должен быть зарегистрирован в налоговых органах по основаниям, установленным налоговым законодательством. Целью постановки налогоплательщика на учет является, прежде всего, получение информации о налогоплательщике и его имуществе, необходимой для проведения мероприятий налогового контроля (в том числе юридический адрес, адрес фактического местонахождения (места жительства) налогоплательщика, сведения о руководителях и организационно-правовой форме организации-плательщика и др.). Результатом учета становится создание и ведение Государственного реестра налогоплательщиков Республики Беларусь.
До проведения контрольных действий разрабатывается программа проверки, предусматривающая перечень вопросов, а также период, подлежащие проверке. Программа проверки утверждается начальником инспекции МНС (его заместителем), назначившим проверку, либо начальником отдела, в котором работает проверяющий.
Следующий этап - это назначение мероприятий налогового контроля. Необходимо заметить, что данный этап налогового контроля отсутствует при проведении некоторых конкретных мероприятий налогового контроля, таких как, например, камеральные проверки.
Непосредственное проведение мероприятий налогового контроля является центральным этапом контрольной деятельности уполномоченных органов. Именно в рамках данного этапа происходит реализация большей части полномочий налоговых органов, а также выявление и установление фактов нарушений налогового законодательства.
Проведение проверок контролирующими (надзорными) органами осуществляется с применением в пределах их компетенции методов и способов, установленных законодательством. При проведении проверки проверяющий самостоятельно определяет методы и способы ее осуществления.
Проверяющие при проведении проверки обязаны выяснить все существенные для принятия обоснованного решения факты и обстоятельства [21].
Налоговые органы на договорной основе вправе привлечь эксперта либо специалиста, если для разрешения возникающих в ходе проверки вопросов требуются специальные знания в науке, технике, искусстве, ремесле и иных сферах деятельности. Договор должен быть подписан руководителем (его заместителем) налогового органа, проводящего проверку. Вопросы, поставленные перед экспертом либо специалистом, и полученное заключение не могут выходить за пределы специальных знаний эксперта либо специалиста. Порядок привлечения для разрешения возникающих в ходе проверки вопросов экспертов и специалистов регламентируются статьей 72 и статьей 73 Налогового кодекса Республики Беларусь соответственно [22].
Завершающим этапом контрольной деятельности налоговых органов является обмен информацией с уполномоченными органами. Необходимо акцентировать внимание на том, что обмен информацией, получаемой налоговыми органами, с другими уполномоченными органами, имеющими право на получение такой информации, осуществляется постоянно, а не только после проведения мероприятий налогового контроля. Тем не менее, в случаях, когда необходимо получение документально зафиксированной информации, соответствующие данные и документы передаются в государственные органы обычно после завершения конкретных контрольных процедур. Кроме того, информация, полученная в результате осуществления налогового контроля, необходима для проведения текущего финансового контроля за исполнением бюджетов. Таким образом, передача контрольной информации имеет весьма важное значение для реализации в полной мере результатов налогового контроля [21].