Основные теоретические концепции цен
• покупательские мотивы, психологию ценовосприятия следует рассматривать те качества важного ценообразующего фактора;
• производители и продавцы должны изучать своих возможных потребителей-покупателей, выявлять их потребности. Необходимо производить только то, что можно продать. При продаже надо эмпирически выявлять (через опытные акты реализации по разным ценам) покупательские предпочтения, конкретные полезности.
• покупатель всегда стремится к оптимуму соотношения «ценность/цена»;
• в практическом ценообразовании весьма важно учитывать степень насыщения потребления теми или иными благами, а также масштабы и динамику доходов покупателей.
И затратный, и ценностный подходы к ценообразованию являются односторонними.
Решающее значение в эволюции теории стоимости сыграли идеи известного английского экономиста Альфреда Маршалла (1842-1924), изложенные в его книге «Принципы политической экономии» (1890). Именно с его работ начинает развиваться современное микроэкономическое направление в экономической науке. Это направление в центр внимания ставит изучение закономерностей определения цены на отдельных частных рынках.
Основное содержание теории Маршалла - это теория цены. Идея Маршалла состояла в обосновании необходимости переноса центра тяжести с дискуссий по проблемам стоимости к изучению закономерностей складывания и взаимодействия спроса и предложения, и на этой основе - к формированию параллельно с теорией стоимости развернутой теории цены. В качестве теоретической базы учение Маршалла опиралось на закон Сея: производство создает свой собственный спрос или предложение (равный совокупный спрос). Если предшествующие теоретики стремились вскрыть взаимозависимости, через которые стоимость (в виде предельной полезности, производственных факторов) определяет цены, то Маршалл, наоборот, доказал, что стоимость определяет соотношения цен только в редких случаях, когда возникает равновесие во всех частях экономики. Тем самым Маршалл как бы порвал ту непосредственную связь стоимости с ценой, которая существовала до его работ.
Маршалл сконцентрировал внимание на проблемах формирования цены на отдельных рынках под воздействием сил спроса и предложения. Причем с точки зрения установления цены Маршалл придавал равное значение этим двум силам: спросу и предложению. Попытки придать решающее значение либо предложению, либо спросу он признавал в одинаковой мере неправильными.
У Маршалла предельные полезности (в денежных единицах) выступают на рынке как максимальные цены, т. е. так называемые цены спроса, которые потребитель готов заплатить за то или иное благо. Им выдвинуто понятие эластичности спроса и предложения по цене, которое затем прочно вошло в теорию Потребления. Теории полезности он связывал только с теорией спроса. Минимальной ценой он считал цену предложения.
Значительным вкладом Маршалла в экономическую теорию явилось разграничение между краткосрочным и долгосрочным предложением и спросом. Маршалл доказал, что значимость влияния предложения и спроса меняется во времени. В краткосрочном периоде количество произведенных товаров более или менее постоянно (план выпуска продукции на предприятии определен, урожай определяется посаженными растениями и т. д.). Следовательно, большую роль в определении цен будут играть колебания спроса. В долгосрочной перспективе будет обратное явление. Производители сумеют увеличить или сократить объемы своего производства в соответствии с потребностями рынка. В этом случае предложение и издержки производства будут оказывать большое влияние на формирование рыночных цен. [21]