Особенности финансовой политики в Российской Федерации
1) www. gks.ru - Госкомстат России. Российский статистический ежегодник
По данным Федерального казначейства. Данные приведены с учетом бюджетов государственных внебюджетных фондов
Практикум
Рассчитайте доходы и расходы главного звена финансовой системы любой страны (госбюджета), если государственные расходы составляют 50 млрд денежных единиц, трансферты - 20 млрд, проценты по обслуживанию госдолга, составляющего 40 млрд, - 10% годовых, налоговые поступления - 100 млрд денежных единиц. Дефицитен или профицитен бюджет и почему?
Доходы бюджета
- денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Расходы бюджета
- денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
Дефицит бюджета
- превышение расходов бюджета над его доходами.
Профицит бюджета
- превышение доходов бюджета над его расходами
Доходы |
млрд. ден.ед. |
Расходы |
млрд. ден.ед. |
Налоговые поступления |
100 |
1. Государственные расходы |
50 |
2. Трансферты |
20 | ||
3. Проценты по обслуживанию госдолга, составляющего 40 млрд. - 10% годовых |
4 | ||
Итого |
100 |
Итого |
74 |
Бюджет = доходы - расходы = 100млрд. - 74млрд. = 26млрд.
В результате доходы государственного бюджета превышают расходы на 26 млрд. денежных единиц. А отсюда следует, что государственный бюджет профицитен
, так как доходы превышают расходы. Это идеальное исполнение государственного бюджета - полное покрытие расходов доходами и образование остатка средств. Образовавшийся остаток правительство может использовать при непредвиденных обстоятельствах, для долгосрочных выплат или перевести его в доход бюджета следующего года.
Заключение
Современная действительность показывает тесную взаимосвязь и взаимозависимость характера и эффективности финансовой и экономической политики. Эта взаимозависимость реализуется с помощью финансовых, бюджетных, налоговых, кредитных, денежных инструментов, системой законодательства, программированием и прогнозированием социально-экономического развития страны и ее регионов, кредитно-денежными учреждениями.
Укрепление финансовой системы в экономике требует более полного учета возможностей финансового рынка для активизации инвестиционной деятельности путем создания дополнительных стимулов к вовлечению свободных средств домохозяйств, международных финансовых институтов и фондов. Чтобы преодолеть негативные тенденции в социальной политике, необходимо изменить типологию финансовой политики, усилить ее положительную социальную функцию. Эффективная финансовая политика должна стать рычагом формирования в России социально ориентированной рыночной экономики.
Финансовая система включает в себя бюджеты различных уровней, фонды социального, имущественного и личного страхования, валютные резервы государства, денежные фонды предприятий и фирм, коммерческих и некоммерческих структур и прочие специальные денежные фонды. В рамках элементов финансовой системы формируются финансовые ресурсы как количественно определенная и специально предназначенная сумма денежных средств. Надежность финансовой системы в экономике имеет огромное социально-экономическое значение. Состояние финансовой системы затрагивает материальные интересы каждого члена общества, ущемление которых с неотвратимостью вызывает серьезные негативные политические, социальные и экономические последствия, способные расшатать основы общества.