Особенности финансовой политики в Российской Федерации
Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Федерации: образуется в целях выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов и распределяется между регионами в соответствии с утвержденной методикой;
Федеральный фонд софинансирования социальных расходов: распределение средств из этого фонда предусматривается на субсидии по частичному возмещению расходов бюджетов субъектов по осуществлению мер социальной поддержки ветеранов труда и тружеников тыла, выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, обеспечению социальной поддержки репрессированным лицам и т.д.;
Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов:
формируется для реализации программ реформирования региональных и муниципальных финансов, погашения и обслуживания долговых обязательств, развития социальной инфраструктуры, реализацию социально значимых мероприятий и проектов;
Федеральный фонд регионального развития: предусмотрен для оказания финансовой поддержки территориальных бюджетов в связи с изменением налогового и бюджетного законодательства в форме дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Федерации. А также ранжируется выделение средств на возмещение убытков от содержания объектов ЖКХ и социально-культурной сферы, переданных в ведение органов местного самоуправления;
Федеральный фонд компенсаций: распределение его средств происходит с учетом нормативов финансовых затрат на субсидии по обеспечению мер социальной поддержки для лиц, награжденных «Почетный донор России (СССР)», оплату услуг ЖКХ отдельным категориям граждан и на регистрацию актов гражданского состояния в зависимости от численности этих категорий, а также на выполнение соответствующих полномочий.
Проблема российской экономики в том, что неуклонно утверждается ее сырьевая ориентация. Сырьевые экспортеры, а не денежные власти определяют внутренний денежный и кредитный рынок, массу денег и границы внутреннего валютного (денежного) оборота, а финансовые власти способствуют закреплению структурно-отраслевой деформации экономики на перспективу. Другая сторона проблемы - усиление зависимости российской экономики от импорта продукции не только массового потребления, но и наукоемкой! Усиление зависимости бюджетной и денежно-кредитной политики от экспортно-сырьевой ориентации экономики и притока валюты на внутренний рынок нашло отражение в предопределенности выбора инструментов их реализации - выведении части денежного капитала в форме так называемого стабилизационного фонда с внутреннего на внешний финансовый рынок.
В отечественной экономике директивно осуществляется политика сокращения финансового потенциала государства. Перспективы экономического роста связываются с деятельностью частного бизнеса без учета его ограниченных возможностей. Причем жесткая ограничительная бюджетная политика проводится не только в отношении федерального бюджета, но также региональных и местных бюджетов. Проводимый в России тип финансовой политики условно можно назвать либерально-монетаристским.
Для России в настоящее время гораздо важнее обеспечения сбалансированности бюджета переломить тенденцию замедления экономического роста путем государственного стимулирования инвестиционной и инновационной активности, модернизации и структурной перестройки экономики. В действительности практика бюджетного планирования свидетельствует о многократном за последние годы сокращении финансирования государственной поддержки НТП.
Сокращение государственных расходов как следствие сдерживания финансово-бюджетного потенциала сказывается как на финансовом положении государственного сектора и бюджетной сферы, так и на общей динамике уровня жизни населения. Вопреки приоритетной задаче снижения уровня бедности политика правительства до 2008 г. предусматривает последовательное снижение темпов роста реальных доходов населения. Возникает вопрос: кому же достаются результаты экономического роста?
В целях преодоления негативных тенденций в социальной политике необходимо усилить социальную функцию финансовой политики, превратить ее в рычаг формирования социально ориентированной рыночной экономики России.
Новшеством в отечественной бюджетной политике является создание в системе функционирования федерального бюджета стабилизационного фонда как фактора обеспечения устойчивости федерального бюджета к воздействию неблагоприятной экономической конъюнктуры. Опыт таких стран, как Чили, Венесуэла, Норвегия свидетельствует о том, что если внешняя конъюнктура цен на профильный экспортный продукт существенно влияет на доходы бюджетной системы, целесообразно создание стабилизационного фонда. Вместе с тем с созданием стабилизационного фонда в России реализуется стремление правительства к занижению доходов бюджетной системы, что позволяет ограничивать бюджетные расходы. Фактически данный фонд пока является резервом правительства, не предназначенным для использования внутри страны на модернизацию и поддержку экономического роста российской экономики.