Особенности организации финансовых потоков компании
Важным аспектом при анализе схем организации финансовых потоков по основной деятельности в компании является выбор механизма внутрикорпоративных расчетов за реализуемую продукцию. Исследования казахстанской практики функционирования корпораций позволяют выделить два способа проведения расчетов внутри группы, определяющие синхронность движения материальных и финансовых потоков каждой дочерней компании:
1) Специализированные по видам деятельности дочерние предприятия реализуют добытое ими сырье или переработанный продукт, последовательно становясь собственником сырья или готовой продукции. Это и обусловливает цепной механизм взаиморасчетов, или «технологическую цепочку». В конце «цепочки», когда она замыкается на потребителе продукции, происходит начало исходного финансового потока, то есть сбытовые компании рассчитываются с предприятиями переработки, а те, в свою очередь, с добывающими предприятиями.
Основным фактором в определении момента времени поступления средств на счета производственных компаний становится принятый сбытовыми компаниями механизм расчетов с внешними покупателями. При этом любые задержки в поступлении средств на счета торговых компаний могут стать причиной цепочки неплатежей у производственных дочерних предприятий, а следовательно, увеличивается вероятность нарушения сроков по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды.
) Дочерние компании не осуществляют расчетов между собой, и вся произведенная ими продукция поступает в головную компанию. Таким образом, все предприятия компании находятся под одной «крышей», или «зонтиком».
В данной схеме распорядителем финансовых ресурсов на каждой стадии технологического цикла выступает головная компания - управляющая компания компании. Дочерние предприятия в данном случае оказывают головной компании услуги по добыче и переработке сырья.
Реализация продукции на внешнем рынке осуществляется, как правило, через специально созданного для этого посредника, с которым заключается договор комиссии. Торговая компания за комиссионное вознаграждение (0,5-2 % от выручки) заключает от своего имени контракты с покупателями продукции на поставку продукции. Все средства за реализованную продукцию числятся на счетах сбытовых компаний (комиссионеров), и использование их происходит по поручениям головной компании (комитента).[9, c.89] При данном варианте финансовые потоки от реализации продукции компании концентрируются в материнской компании и на основе утвержденного бюджета движения платежных средств по каждой дочерней структуре и принятого в группе механизма централизованного распределения средств переводятся на счета дочерних компаний.
Важное значение с точки зрения управления денежными потоками имеет анализ структуры источников финансирования капитальных вложений, позволяющий определить особенности формирования и использования финансовых средств по инвестиционной и финансовой деятельности в рамках корпоративной структуры.
Сфера управления инвестициями для большей части крупных корпораций является централизованной. Центром инвестиций выступает корпорация в целом. Это необходимо для того, чтобы обеспечить эффективный механизм внутреннего перелива капитала и не допустить нерационального распыления ресурсов в подразделениях. Централизованное инвестиционное планирование в крупной компании невозможно вследствие большого масштаба деятельности, полномочия в отношении локальных инвестиций могут делегироваться на места. Как правило. Для дочерних предприятий, входящих в состав компании, устанавливаются верхние лимиты по капитальным вложениям.
Финансирование капитальных вложений осуществляется за счет собственной прибыли дочерних предприятий и средств, поступивших за счет централизованного распределения материнской компании. Такая ситуация является особенно распространенной среди добывающих и перерабатывающих предприятий; сектор сбыта, как показывает практика, часто находится в непосредственном распоряжении корпоративного центра; сформированная прибыль прямо направляется на капитальные вложения в другие сектора бизнеса, и только ее часть (5-10 %) дополняет общую структуру источников капитальных вложений сбытовых подразделений.