Особенности организации финансовых потоков компании
Специфика движения финансовых потоков в казахстанских компаний корпораций определяется воздействием организационных и административных механизмов регулирования (применение системы внутрикорпоративных цен. Финансово-кредитных схем для осуществления внутренних взаиморасчетов и распределения консолидированной прибыли, организация внутрифирменного кредитования).
Координацией операций, связанных с добычей и переработкой сырья, занимаются специально созданные дочерние структуры. Поскольку сырье и полуфабрикаты реализуются исключительно на внутрикорпоративном рынке, соответственно, входящий финансовый поток по текущей деятельности производственных предприятий жестко регулируется и контролируется материнской компанией посредством использования механизма внутрикорпоративных цен.
Реализуя экономический механизм управления стоимостью продукции, корпорация в состоянии сформировать собственный внутренний рынок, базирующийся на регулируемых затратах, внутрикорпоративных ценах, различных фиксированных платежах и т. д. Такой механизм в условиях отсутствия режима благоприятствования со стороны государства на республиканском и региональном уровнях создает для корпоративной группы ряд преимуществ:
возможность соизмерять затраты и конечный финансовый результат, эффективнее использовать имущественный комплекс;
возможность использовать внутренние финансово-кредитные возможности в управлении прибылью, перераспределять средства на выпуск более конкурентоспособной продукции;
поддержание автономности предприятий.
Внутрикорпоративные цены должны учитывать в большей степени характеристики конкретного предприятия, чем совокупную прибыль компании, и соответствовать рентабельности инвестированного капитала, обеспечивающей покрытие постоянных затрат при производстве бюджетного объема. Коэффициент рентабельности устанавливается в рамках политики компании и может усредняться по производственному предприятию или по сектору производства в целом.
Таким образом, формирование финансовых потоков по основной деятельности компании определяется созданными внутри группы рамочными экономическими условиями. Для дочерних добывающих и перерабатывающих компаний подобная структура финансового управления означает возникновение некоторого организационного компромисса между плановыми и рыночными условиями осуществления хозяйственной деятельности. Сравнивая достигнутые различными казахстанскими компаниями финансовые результаты, следует признать, что этот компромисс оказался на первоначальном этапе формирования рыночной экономики наиболее эффективной формой организации хозяйственной деятельности как для материнской, так и для дочерних компаний.
Однако на современном этапе, в условиях продолжающегося роста корпоративных структур, диверсификации производства, применение подобных механизмов накладывает серьезные ограничения на собственные возможности управления денежными потоками дочерних компаний. «Административные способы» установления цен внутри группы приводят к получению искаженной информации о результатах хозяйственной деятельности структурных подразделений. Отсутствие информации о реальной рентабельности производств, наличие в объединении «скрытых» убыточных предприятий являются основными причинами снижения эффекта синергизма группы.
Сбыт готовой продукции в компании осуществляется также специализированными компаниями, созданными непосредственно для реализации продукции на внутреннем и мировом рынках. Анализ финансово-хозяйственной деятельности сбытовых подразделений показывает, что именно на этой стадии формируется основная часть валового дохода от реализации продукции. Поскольку затраты в этом секторе производства не превышают 10-15% совокупных затрат, то будет логичным утверждать, что именно в сбытовых дочерних компаниях формируется прибыль объединения и концентрируются входящие финансовые потоки по текущей деятельности всего холдинга.
Входящий финансовый поток в сбытовых структурах является ключевым показателем, поскольку его величина является индикатором эффективности финансово-хозяйственной деятельности всей компании.