Сущность, виды и функции налогов
подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм);
на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так - называемые социальные налоги, социальные взносы);
поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость;
налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие.
Косвенные налоги -
это те налоги, которые включаются в цену товара или услуги. При косвенном налогообложении юридическое или физическое лицо, которое уплачивает такого рода налог, и лицо, которое должно быть подвергнуто налогообложению, - это разные лица. Например, акцизный налог на алкогольные изделия уплачивается производителем, хотя после реализации акциз возмещается ему потребителем, который фактически и стал плательщиком налога. К косвенным налогам относятся такие налоги, как:
налог с оборота - в большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость;
акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги);
на наследство;
на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие.
Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.
Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.
В зависимости от характера использования налоги делятся на общие и специфические (целевые). Общие поступают в казну государства и используются для общегосударственных нужд, специфические имеют строго определённое назначение, например чрезвычайный налог, взимаемый в Республике Беларусь, направляется на ликвидацию последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Различают также государственные и местные (муниципальные) налоги. Первые взимаются правительством и поступают в центральный бюджет, вторые - местными органами власти и пополняют местные бюджеты.
Более полно сущность налогов раскрывается в выполняемых ими функциях. Такими функциями являются фискальная, регулирующая и распределительная.
● Фискальная
Фискальная функция реализует основное предназначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, бюджетных доходов. Так, в соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2009 г. №227-ФЗ «О федеральном бюджете на 2000 год» доля налоговых поступлений составляла 84,68% всех бюджетных доходов.
Так как государственный бюджет вынужден отражать циклическое движение экономики, то проводимая государством антициклическая фискальная политика имеет два разных результата в соотношении доходов и расходов в бюджете. Во время кризиса возникает отрицательное сальдо т.е. дефицит -
расходы значительно возрастают, что важно для преодоления кризиса, и превышают доходы. В период подъёма экономики бюджет имеет положительное сальдо т.е. профицит
- следствие большого поступления налоговых платежей во время подъёма производства.
Отсюда видно, что если бюджет будет ежегодно строго сбалансирован, то государство не сможет проводить стабилизирующую политику, которая призвана “гасить” экономические колебания. Более того, ежегодно уравновешенное соотношение доходов и расходов может усилить циклические колебания экономики. Так, во время кризиса совокупный спрос будет меньше требуемого. В период подъёма инфляция усилится.
Значит, очевидно:
● ежегодно сбалансированный бюджет не является “нейтральным” по отношению к циклическим колебаниям;