Возможные пути решения развития финансовой системы
Предлагаемые меры по решению данных и иных проблем оказываются иногда практическими, иногда концептуальными. Они не могут исчерпать мировой опыт или все возможные варианты развития финансовых рынков. К наиболее крупным и значимым можно отнести:
введение полного раскрытия (и учета) индивидуальной собственности на финансовые учреждения вплоть до конечных физических лиц (с проверкой выполнения требований министерства по антимонопольной политике и предпринимательству о концентрации);
совершенствование законов о банкротстве с повышением очереди кредиторов (особенно фондированных) при банкротствах;
реализацию концепции центрального депозитария или взаимосвязанной системы депозитариев с тем, чтобы исключить нарушения (или подозрения о возможных нарушениях) прав собственности;
снятие в законе об акционерных обществах правила о 25%+1 акций как блокирующего пакета с целью сокращения размера контрольного пакета и размыва акций, повышения их выхода на биржу [8, с. 4];
введение обязательного предварительного (одновременного) листинга российских компаний на российских биржах при любых зарубежных выпусках АДР и облигационных займах;
введение льготного налогообложения прибылей при их вложении в обычные (привилегированные) акции финансовых институтов;
меры налоговой амнистии для представителей среднего класса, направленные на легализацию сбережений и вложение этих средств в банки и инвестиционные ценные бумаги;
комплекс мер по развитию венчурного капитала, облегчению налогообложения наукоемкого бизнеса, созданию условий для развития венчурных фондов;
учет испанского опыта - организация и стимулирование индивидуальных вложений в акции естественных монополий, а также средств пенсионных и страховых фондов;
создание более долгосрочной программы развития региональных (отраслевых) внутренних облигаций для крупных инфраструктурных объектов национального значения;
массовую переоценку собственности - недвижимости (развитие залоговой системы и ипотечных бумаг);
применение аргентинского опыта: раскрытие информации о кредитах и обязательный выпуск банками субординированных котирующихся облигаций для рыночного контроля;
создание системы прогнозирования, мониторинга, развития и общего регулирования финансовых рынков.
В связи с затруднительным (и, видимо, преждевременным) характером изменения существующей разнородной системы государственного контроля над сегментами рынка предлагается использовать испанский опыт создания Координационного комитета в правительстве из представителей всех органов надзора, действующих в долгосрочной стратегией развития рынков, и контроля над финансовыми институтами.
Никакой набор разрозненных важных мер и развитие частичного законодательства не могут заменить единую программу. Как отмечалось, «необходимо проведение активной государственной политики, направленной на становление емкого и эффективного рынка ценных бумаг, являющегося качественным инвестиционным механизмом». Необходимы подготовка и обсуждение с заинтересованными сторонами, а также принятие на правительственном уровне в течение 2003 г. программы реформирования финансовых учреждений и развития финансовых рынков, которая охватывала бы все сегменты рынка и инструменты с началом реализации в 2004-2005 гг. От решения узких юридических проблем, которые создают проблемы сегодня, настало время перейти к стратегическим подходам. Программа должна ответить на концептуальные вопросы, которые неоднократно ставились в 90-х годах, но так и не нашли своего решения.
. Либеральная или закрытая система собственности и контроля, которые иначе могут именоваться англо-саксонской или азиатской.
. Соотношение и разделение ролей между развитием банков и финансовых рынков - вопрос о гармоничности развития.
. Будущее развитие государственных банков, в частности вопрос об их эволюции (прежде всего Сбербанка), поскольку они все больше выполняют функции банков развития.
. Единство законодательства и комплексность (сбалансированность) развития различных сегментов рынка и типов инструментов и финансовых институтов.