Постановка проблем развития финансовой системы
Государство предоставляет частному бизнесу полную инициативу в развитии кредита, выборе места финансового обслуживания в банковском секторе и на фондовых рынках (дома или за рубежом), в выработке новых инструментов, применяя по возможности общие международные нормы для обеспечения необходимого уровня капитализации и прочих финансовых индикаторов. Этот подход последовательно предполагает максимальную либерализацию валютного контроля и движения капиталов, всех операций различных секторов финансовой сферы.
Подобная политика в известной мере явилась результатом финансового краха 1998 г., который заставил правительство сосредоточиться на решении бюджетных и долговых проблем и практически исключил возможность масштабного вмешательства государства в процессы сбережений, накопления и посреднических функций финансового сектора [11, с. 62]. Государство на какой-то период оказалось без финансовых и организационных ресурсов, достаточных для масштабных преобразований в данной сфере. Частные интересы также сыграли свою роль в том, что не было проведено масштабное реструктурирование банковского сектора. В условиях бюджетно-долгового кризиса реформы неизбежно должны носить структурный и институциональный характер, оставаясь максимально дешевыми для бюджета и удобными для основных игроков, закрепившихся на экономической сцене. При таком подходе никаких амбициозных целей по капитализации, объему операций или параметрам финансового сектора нельзя сформулировать.
Соображения по поводу банковской системы вполне возможно распространить практически на все остальные сегменты финансовых институтов: «отсутствие радикальных преобразований предопределило нынешнюю слабость российской банковской системы, заставив говорить, что она нуждается скорее не в реформе, а в создании заново. Основные проблемы, с которыми столкнулся банковский сектор России на рубеже столетий и которые требуют неотложных решений, сводятся к следующему:
низкий уровень капитализации и финансовой устойчивости, что серьезно подрывает основы всей системы и создает условия для нового кризиса:
неспособность банков исполнять роль финансовых посредников, т.е. кредитовать реальный сектор и население, аккумулировать сбережения и трансформировать их в инвестиции:
непрозрачность системы корпоративного управления, затрудняющая выявление реальных собственников, групп и/или лиц, контролирующих банк:
низкое качество управления рисками и информации о состоянии банков, что ухудшает положение банков в перспективе и заметно затрудняет для них привлечение средств для дальнейшего развития.
Основные последствия финансового краха 1998 г. для федерального бюджета и обслуживания внешнего долга к 2003 г. были преодолены; экономический подъем 1999-2002 гг. сопровождался определенным оздоровлением и ростом устойчивости частной финансовой системы; недовольство общества и элиты умеренными темпами экономического роста и вялым процессом модернизации страны стимулируют поиск путей их ускорения; низкая капитализация российских компаний противоречит интересам их собственников; иностранный капитал (включая возвращающийся российский) испытывает трудности в выборе адекватных финансовых посредников внутри страны; возврат к сырьевой модели роста делает чрезвычайно важной роль финансового сектора в перераспределении инвестиционных ресурсов из добывающих отраслей, где они избыточны, в перерабатывающие, испытывающие недостаток ресурсов [11, с. 62]. В индустриальных странах забота об устойчивости финансового сектора отражает его важнейшую роль в развитии экономики, прежде всего в накоплении. Разумеется, дело не в том, чтобы найти причины для бюджетных вливаний в России, а в том, что уровень развития финансового сектора не адекватен задачам развития нашей страны. Международные сравнения показывают, что российские банки и другие финансовые институты находятся на уровне или даже уступают тем странам с переходной экономикой, которые не располагают значительным экспортным потенциалом. В этих странах нет столь высокой неравномерности отраслевого и регионального развития и они, пожалуй, не испытали столь глубокого кризиса накопления, как в российской экономике в 90-х годах (падение в 4 раза).