Влияние налогового планирования на успешность малого бизнеса
процессе же функционирования предприятия наибольшее внимание и планирование необходимо при оформлении договорных отношений с поставщиками и заказчиками, осуществлении хозяйственных операций и т. д. [22. С. 18].
Налоговое планирование на этапе создания предприятия для достижения наиболее ощутимых результатов многими экономистами рекомендуется проводить по следующей схеме [17. С. 34].
этап налогового планирования. Он совпадает с моментом возникновения идеи организации коммерческого предприятия. На этом этапе осуществляется формулирование целей и задач нового образования, сферы производства и обращения, в связи, с чем сразу же решается вопрос о том, следует ли использовать те налоговые льготы, которые предоставлены законодательством для малых предприятий, осуществляющих свою деятельность в сфере материального производства. Выбор основных направлений деятельности на стадии подготовки учредительных документов будет иметь последствия, например, для расчета отчислений на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
этап налогового планирования. На этом этапе решается вопрос о наиболее выгодном с налоговой точки зрения месте расположения предприятия и его структурных подразделений. Пространственный фактор следует учитывать для оптимизации налогов исходя из целей деятельности предприятия и особенностей налоговых режимов отдельных стран. На территории Российской Федерации можно использовать потенциал свободных экономических зон и закрытых административно-территориальных образований, где предусмотрено снижение налогового бремени.
этап. В этот момент решается вопрос о выборе одной из существующих организационно-правовых форм предприятия. Данный этап необходим, так как выбор организационно-правовой формы влияет на возможности использования льготных режимов налогообложения, предусмотренных для малого бизнеса. В настоящее время, малый бизнес в РФ может использовать общую систему налогообложения и 3 специальных налоговых режима - упрощенную систему налогообложения, единый налог на вмененный доход и единый сельскохозяйственный налог. В силу того, что сельское хозяйство в общей доле малых предприятий составляет лишь 6% и финансовое планирование в сфере сельского хозяйства крайне осложнено природными факторами, ЕСХН в работе рассматриваться более подробно не будет. Таким образом, наиболее распространенными системами налогообложения для малого бизнеса могут считаться: общая система налогообложения, УСНО и ЕНВД. У каждой из этих систем в применении к малому бизнесу есть свои достоинства и недостатки, которые отражены в таблицах 2.1, 2.2, 2.3.
Таблица 2.1
Достоинства и недостатки общей системы налогообложения для малых предприятий
Достоинства |
Недостатки |
ü Возможность применения общего режима налогообложения вне зависимости от вида деятельности, вида реализуемых товаров, работ, услуг. ü Возможность учитывать специфику деятельности. Создание филиалов, представительств и других обособленных подразделений. ü Возможность ведения учета в привычных для бухгалтера формах в течение всей деятельности предприятия. ü Контрагенты (покупатели или заказчики), малого предприятия, находящегося на общей системе налогообложения, применяющие общий режим налогообложения и являющиеся плательщиками НДС, могут возместить НДС, следовательно, сделка с данным малым предприятием выгодны для контрагентов |
ü Высокие затраты на ведение учета (в отличие от упрощенного режима налогообложения) ü Большой объем налоговой отчетности. ü Обязанность вести налоговый учет. ü Увеличение себестоимости продукции (работ, услуг) за счет включения страховых взносов в ПФ, ФСС, ФФОМС и ТФОМС |