Анализ организации финансового и налогового планирования малых предприятий в Красноярском крае
Говоря о ситуации, в которой находится малый бизнес в РФ, нельзя не отметить его положение в Красноярском крае. По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю на 2009 год количество малых предприятий в Красноярском крае составило 6835, что по сравнению с 2008 годом уменьшилось на 60% (в 2008 г. - 11374). Среди них занимались оптовой и розничной торговлей в 2008 г. - 5106 (45%), а в 2009 - 2041 (30%). Такая тенденция обусловлена влиянием экономического кризиса, сложившегося в конце 2008 года в России, так как до 2009 года складывалась исключительно положительная динамика.
Оборот торговых предприятий малого бизнеса имеет совсем другую динамику - положительную, причем оборот торговых предприятий малого бизнеса составляет 68,6% от общего оборота на начало 2009 года, несмотря на уменьшение численности предприятий малого бизнеса.
В первую очередь, расхождение двух данных показателей связано с расширением критериальных рамок данного сектора, так как до введения ФЗ №209, который уравнял все отрасли по признаку численность персонала к 100 сотрудникам, утративший силу ФЗ №88 "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" для предприятий оптовой торговли ограничивал данный показатель до 50 человек, а для розничной - до 30 человек. Вторым немаловажным фактором, обуславливающим расхождение показателей оборота и численности предприятий, является последствия экономического кризиса, так как не многие предприниматели смогли устоять под воздействием данного явления.
В то же время, в Красноярском крае действуют различные программы по поддержке малого бизнеса, но все они не существенно касаются малых предприятий в области торговли. Так, инвестиции в основной капитал малых предприятий Красноярского края в 2008 году составил 5,6 млн. рублей, из которых на предприятия торговли ушли лишь 5,2%, тогда как на отрасль строительства 56,4% И, несмотря на это, приоритетными отраслями, которым будет выделена поддержка, были избраны отрасли строительства и образования, как на федеральном, так и региональном уровнях. Таким образом, говоря о положении малого бизнеса в Красноярском крае, следует заметить, выправлять вред, нанесенный малым предприятиям экономическим кризисом, придется активно не только собственникам предприятий, но и краевым властям. Но до того как на помощь малым предприятиям придут различные программы поддержки, самим субъектам малого предпринимательства следует основательно пересмотреть организацию финансового и налогового планирования.
Финансовое планирование на предприятии может проводиться различными методами, ограниченными только целесообразностью применения для каждого отдельного случая. В настоящее время существуют следующие методы финансового планирования [31. С. 11] [23. С. 26]
ü нормативный метод
ü расчетно-аналитический метод
ü балансовый метод
ü экономико-математический метод
ü методы экспертных оценок
Учитывая ограниченность малых предприятий в средствах, которые они могут использовать на финансовое планирование, а так же недостаток квалифицированных узкоспециализированных специалистов, для организации финансового планирования на малых предприятия целесообразнее использовать менее затратные метод, такие как нормативный, балансовый и метод экспертных оценок.
. Нормативный метод. Сущность нормативного метода планирования финансовых показателей заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и в их источниках. Такими нормативами являются ставки налогов, ставки тарифных взносов и сборов, нормы амортизационных отчислений, нормативы потребности в оборотных средствах и др. В финансовом планировании применяется целая система норм и нормативов, которая включает:
ü Федеральные нормативы;
ü Региональные (краевые, областные, автономных образований) нормативы;
ü Местные нормативы;
ü Отраслевые нормативы;
ü Нормативы хозяйствующего субъекта.
Федеральные нормативы являются едиными для всей территории Российской Федерации, для всех отраслей и хозяйствующих субъектов. К ним относятся ставки федеральных налогов, нормы амортизации отдельных видов основных фондов, ставки тарифных взносов на государственное социальное страхование и др.