Государственная поддержка планирования и прогнозирования при создании субъектов малого предпринимательства в РФ и Красноярском крае
Еще одним способом поддержать становление и развитие малого бизнеса в РФ стало принятие Правительством решения о выдаче для граждан, зарегистрированных в центрах занятости, субсидий на открытие малого бизнеса в размере годового пособия по безработице. Данная программа действует уже год, за это время такие субсидии получили около 150 тыс. чел. по всей стране. За 2009 год на реализацию этого решения потрачено около 6 млрд.руб. из федерального бюджета. В настоящее время размер субсидии рассчитывается исходя из максимальной ставки пособия по безработице, что составляет 58800 руб. Так же, в 2010 году приняты поправки в ст. 223, 271 и 273 части 2 НК РФ, которые гласят: «Суммы выплат, полученные на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с программами, учитываются в составе доходов в течение трех налоговых периодов с одновременным отражением соответствующих сумм в составе расходов в пределах фактически осуществленных расходов каждого налогового периода, предусмотренных условиями получения указанных сумм выплат [1].
В случае нарушения условий получения выплат, предусмотренных настоящим пунктом, суммы полученных выплат в полном объеме отражаются в составе доходов налогового периода, в котором допущено нарушение. Если по окончании третьего налогового периода сумма полученных выплат, указанных в абзаце первом настоящего пункта, превышает сумму расходов, учтенных в соответствии с настоящим пунктом, оставшиеся неучтенные суммы в полном объеме отражаются в составе доходов этого налогового периода».
Но в то же время, для получения субсидии на основании программы самозанятости безработных, необходимо предоставить и защитить в Центре занятости бизнес-план предполагаемого субъекта малого предпринимательства. Таким образом, затраты на разработку бизнес-плана до определенного времени будет нести его создатель. И только по прошествии определенного срока он сможет получить предназначенные для его поддержке средства. В случае с программой самозанятости срок может колебаться от 1 месяца до полугода. При участии субъекта малого предпринимательства в краевой программе «Предоставление субсидий на возмещение части затрат по разработке бизнес-планов проектов субъектов малого и (или) среднего предпринимательства» срок может быть продлен до 1 года.
При создании малого предприятия в Красноярском крае предприниматель в существующих условиях может только получить консультации по возникающим вопросам в Межрегиональной общественной организации предпринимателей Сибири "Сибирь без границ", которая представляет собой ассоциацию опытных предпринимателей, которые делятся своим опытом с начинающими, но не оказывают денежной поддержки [37].
На этапе создания малого предприятия одной только информации о разработке бизнес-плана и осуществлении начального финансового планирования не достаточно, необходимо иметь денежные средства для обращения к высококвалифицированным специалистам. Ведь от правильности и точности финансового планирования на этапе создания зависит не только прибыльность и стабильность предприятия в будущем, но и сам факт его существования, так как получить кредит без убедительного бизнес-плана в настоящее время достаточно сложно.
Таким образом, ситуация, сложившаяся в сфере малого бизнеса, показывает, что государственная поддержка планирования и прогнозирования при создании субъектов малого предпринимательства нуждается в доработке и расширении. В существующем на данный момент виде она не обеспечивает малому бизнесу условия для полноценной реализации разрабатываемых идей и, как следствие, замедляет развитие малого бизнеса в целом.