Государственная поддержка планирования и прогнозирования при создании субъектов малого предпринимательства в РФ и Красноярском крае
Так же одним из существенных способов поддержки является льготное налогообложение. Так в 2009 году Государственной Думой РФ внесены изменения в ст. 346.12 и 346.13 части второй Налогового кодекса РФ, направленные на повышение доступности применения упрощенной системы налогообложения (УСНО) для малого бизнеса. Это реализовано за счет увеличения предельного размера доходов, ограничивающего право перехода на упрощенную систему налогообложения, до 45 млн. рублей за 9 месяцев 2009 г, а также увеличения предельного размера доходов налогоплательщика до 60 млн. рублей в части утраты права применения УСНО. Данная мера позволила снизить налоговую нагрузку для плательщиков, применяющих в настоящее время общую схему налогообложения. Кроме того, реализация данной меры может способствовать легализации некоторой части «теневых» доходов малых предприятий.
Принятый Федеральный закон «О внесении изменения в статью 2 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» сможет существенно упростить жизнь малым предприятиям, которые при уплате в бюджет ЕНВД вынуждены были использовать контрольно-кассовую технику. Теперь у предпринимателей, уплачивающих единый налог на вмененный доход, появилась возможность добровольного применения контрольно-кассовой техники в своей деятельности при условии выдачи по требованию покупателя документа, подтверждающего факт покупки (товарный чек, квитанцию и др.). Данная мера существенно сократила расходы предпринимателей на покупку и дальнейшее ежемесячное обслуживание контрольно-кассовой техники [4].
В «
Основных направлениях антикризисных действий Правительства РФ на 2010г»
говорится о том, что в поддержке малого бизнеса будут усилены модернизационные аспекты - центр тяжести будет смещен в сторону производственного сектора и поддержку инновационной деятельности компаний. Эта мера при осуществлении даст реальный толчок для развития малого бизнеса. В экономически развитых странах доля малого бизнеса в инновационной деятельности и промышленности достигает отметки в 40-50%, в то время как в России процент малых предприятий, занятых в сфере инноваций составляет всего лишь 6%.
Одновременно с этим «Российский банк развития» в 2009 году начал разрабатывать модели финансирования деловых центров, образовательных учреждений и прочих организаций, оказывающих малому бизнесу имущественную и другие виды поддержки. В настоящее время реализуются «пилотные» сделки с несколькими микрофинансовыми и лизинговыми организациями с перспективой их дальнейшего тиражирования, а также разрабатывается схема работы с факторинговыми компаниями и определяются условия их кредитования.
Учитывая всё вышесказанного, можно сделать вывод: пытаясь поддерживать малый бизнес на этапе осуществления деятельности, государство очень незначительно поддерживает его на этапе создания. На данный момент даже для того, чтобы получить кредит на открытие своего дела, малый предприниматель должен предоставить в банк полноценный бизнес-план. Это существенно затрудняет процесс создания малого предприятия и снижает шансы на его успешную деятельность в дальнейшем.
В Красноярском крае на настоящий момент в рамках целевой программы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в городе Красноярске» на 2009 - 2011 годы» действует Постановление Совета Администрации Красноярского края «Об утверждении порядка предоставления субсидий на возмещение части затрат по разработке бизнес-планов проектов субъектов малого и (или) среднего предпринимательства». Названный документ предусматривает, что малое или среднее предприятие, затратившее денежные средства на разработку бизнес-плана имеет возможность получить возмещение из краевого бюджета в размере 75% от потраченной суммы, но не более 50 тыс. руб. на один бизнес-план. С одной стороны этот документ должен облегчить ситуацию с разработкой бизнес-планов на этапе создания малого предприятия и привести к тому, что будет создаваться больше субъектов малого предпринимательства. Но при ближайшем рассмотрении данного Постановления становится понятно, что возмещение своих затрат малое предприятие получит только после того, как будет зарегистрировано и просуществует какое-то время. Этот вывод следует из пункта 1.2 Постановления «Право на получение субсидии имеют субъекты малого и среднего предпринимательства, зарегистрированные и осуществляющие свою хозяйственную деятельность на территории города Красноярска, не имеющие задолженности по налоговым и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и внебюджетные фонды, а также по возврату средств бюджета города, предоставленных им на возвратной и платной основе, не находящиеся в состоянии реорганизации, ликвидации или банкротства». Отсюда следует, что поддержка финансового планирования на малых предприятиях вроде и существует, но не может быть получена тогда, когда наиболее необходима наиболее - на этапе создания малого предприятия. В то же время малое предприятие, осуществляющее свою деятельность, не так сильно нуждается в подобной поддержке, так как в период осуществления деятельности субъекту малого предпринимательства бизнес-план необходим только в случае стремления получить кредит. Да и в случае получения займа бизнес-план стабильному малому предприятию не столь необходим.