Государственная поддержка планирования и прогнозирования при создании субъектов малого предпринимательства в РФ и Красноярском крае
Малый бизнес в условиях российской экономике в настоящий момент достаточно уязвим и не стабилен. У него меньше ресурсов для осуществления деятельности и расширения сфер сбыта, он не всегда может позволить себе высококвалифицированных сотрудников по некоторым узкоспециализированным вопросам, для него представляется достаточно сложным привлечь недостающие финансовые ресурсы извне. Таким образом, малый бизнес в РФ на сегодняшнем этапе развития нуждается в государственной поддержке и помощи. Учитывая стабилизирующую роль малого бизнеса в экономике, Правительства многих стран разрабатывают программы и меры поддержки малых предприятий. Россия не исключение. В настоящее время в России существует достаточно много методов поддержки малого бизнеса. К ним можно отнести [29. С. 27]:
ü возможность применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности.
ü льготное кредитование субъектов малого бизнеса
ü страхование субъектов малого предпринимательства на льготных условиях
ü выкуп арендуемого у муниципалитета имущества на льготных условиях, минуя аукцион.
ü возможность получения субъектом малого предпринимательства определенной доли заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и товаров (услуг) для государственных нужд.
Еще в начале 2009 году было принято решение о развитии льготного кредитования малого бизнеса. Данная мера должна была осуществляться посредством финансирования кредитных организаций и юридических лиц через ОАО «Российский банк развития». Источниками финансовой поддержки региональных банков на цели кредитования стали: средства федерального бюджета, выделяемые на поддержку малого бизнеса, средства Внешэкономбанка; займы и кредиты ОАО «Российский банк развития», привлеченные как на внутреннем, так и внешних рынках. [19. С. 16]. Количество представленных заявок на участие в программе свидетельствует о высокой степени заинтересованности региональных финансовых институтов в получении средств на эти цели. По состоянию на начало IV квартала 2009 г. 75 банков подали заявки на участие в программе по кредитованию малого и среднего бизнеса. Совокупный объем заявок составил 12,5 млрд. рублей.
Еще одним, не маловажным пунктом в кредитовании малого бизнеса стало принятие решения о корректировке параметров, выдаваемых «Российским банком развития» кредитов, относительно запланированных: кредиты должны выдаваться сроком не менее чем на один год и под процентную ставку рефинансирования Центрального банка плюс 3 процентных пункта, в то время как сами банки будут получать кредиты по этой программе под 10,5-10,7% годовых.
«
Основные направления антикризисных действий Правительства РФ на 2010г»предусматривают, что в 2010 году в полном объеме заработает программа кредитования малых предприятий, начатая в 2009 году на базе открытого акционерного общества «Российский банк развития», а также механизм гарантийных фондов для кредитования малого и среднего бизнеса. Суть механизма гарантийных фондов заключается в утверждении дополнительного финансирования региональных гарантийных фондов, под поручительство которых малый бизнес сможет получить займы. На пополнение таких фондов в 2009г. выделено около 16 млрд. рублей. В результате реализации программы кредитования малого бизнеса ставки по кредитам должны стать более приемлемыми для предпринимателей, особенно на фоне тех, которые банки предлагают сейчас (порядка 18-24% годовых + единовременная комиссия за выдачу кредита 1-5%). Однако практическая реализация механизма распределения средств на кредитование малого бизнеса оказалась крайне медлительной и не результативной. Кроме того, порядок отбора региональных банков-партнеров предъявляет жесткий перечень требований к финансовым институтам, претендующим на получение государственной поддержки. Вероятнее всего, «небольшие» банки не смогут соответствовать заявленным требованиям, в то время как именно «небольшие» банки в развитых странах составляют основу кредитования малого бизнеса.
Через механизм гарантийных фондов малый бизнес в 2010 году получит не менее 80 млрд. рублей. Через банки-партнеры открытого акционерного общества «Российский банк развития» еще около 100 млрд. рублей кредитов. Суть способа кредитования через банки-партнеры состоит в том, что сформированный банком-партнером портфель кредитов, уже предоставленных субъектам малого бизнеса, может быть использован им для обеспечения нового финансирования в «Российском банке развития». При этом обязательным условием такого рефинансирования является направление полученных средств исключительно на дальнейшее кредитование малого бизнеса- «Российский банк развития» планирует приступить к разработке механизма секьюритизации кредитных портфелей малого бизнеса для поиска новых эффективных форм финансирования. Успешность данного процесса будет зависеть и от стабильности общей финансовой ситуации в стране, готовности законодательной базы и банковского сообщества к такой инновационной форме работы с субъектами малого бизнеса [по информации http://premier.gov.ru]