Роль малого бизнеса в экономике России
Важными особенностями малого предпринимательства являются широкое использование небольших местных источников сырья. Важно и то, что малые предприятия имеют довольно узкий рынок сбыта, а значит, не могут существенно влиять на цены.
Рис.1.1 Распределение малых предприятий по видам экономической деятельности в 2009 г., %
финансовый налоговый планирование малый предпринимательство
В малом бизнесе чаще всего созревают новые бизнес-идеи и инновации. Это обусловлено тем, что малые предприятия более стеснены в средствах, чем крупные фирмы, и, следовательно, стремятся увеличить свою прибыль не за счет увеличения выручки, а за счет снижения себестоимости. К малому бизнесу России это относится в малой степени (около 6%), поскольку основным направлением деятельности до сих пор является торговля. Перестройка малого бизнеса в инновационную направленность позволит подготовить базис для развития больших технических предприятий, которые поспособствуют подъем и развитию всей национальной экономики.
Малый бизнес выполняет ряд социально-экономических задач. Он способствует созданию новых рабочих мест, обеспечивает занятость населения, что в свою очередь уменьшает безработицу и повышает стабильность общества в целом. Относительно небольшой персонал предприятий малого бизнеса способствует большему сплочению трудового коллектива по сравнению с крупными предприятиями, что усиливает трудовую мотивацию и положительно сказывается на результатах труда компании. Необходимо отметить тот факт, что предприятия малого бизнеса обеспечивают трудоустройство социально нестабильных слоев населения, в частности, молодежи и женщин. Именно на этих предприятиях они набираются опыта, знаний, добиваются карьерного роста и самореализации.
Так же стоит отметить, что малые предприятия являются одним из источников налоговых поступлений в бюджет. Помимо непосредственных отчислений в бюджет от доходов компаний, предприятия малого бизнеса помогают сбору налогов непосредственно с физических лиц, создавая рабочие места и являясь источником доходов населения. Малые предприятия исправно и своевременно платят налоги по сравнению с представителями среднего и крупного бизнесом, так как начисление санкций за налоговые нарушения для них более чувствительны и могут привести к существенным убыткам.
Сегодня преимущества малого бизнеса по сравнению с другими секторами экономики выражены намного ярче, чем недостатки. В этом заключается специфика малого предпринимательства - пробуждаться в период общего экономического спада, решая многие экономические и социальные проблемы. Функционирование малых предприятий демонстрирует хорошую адаптацию к внешним условиям, своим развитием укрепляя рыночные отношения. В силу своей гибкости и скорости принятия решений малым предприятиям легче проконтролировать производственный процесс и быстро переналадить его в связи с изменениями спроса на рынке. Им присущи высокая маневренность производства по сравнению с крупными предприятиями, чуткое реагирование на спрос потребителей, способность к быстрому внедрению новой техники и технологий, более эффективное использование производственных мощностей.
В настоящее время в создании малых предприятий большую заинтересованность проявляют крупные компании. Они поручают мелкому бизнесу вести отдельные виды производства, устанавливать тесные связи с рынком, проводить различные научные разработки.
Таким образом, финансово устойчивые малые предприятия, могут сыграть в экономике России роль своеобразного «трамплина» для возникновения экономического роста и выхода из кризиса в том случае, если государство сможет создать для них условия перехода от торговли к производству.
Учитывая роль малого бизнеса в развитии экономики и общества, правительства многих стран озабочены проблемами развития малого бизнеса и разрабатывают государственные программы поддержки малого предпринимательства.