Роль малого бизнеса в экономике России
Изучая роль малого бизнеса в экономике РФ, необходимо проследить процесс его становления и развития. Малый бизнес в России начал зарождаться примерно после «застойного» периода в 80-е годы. Партийные, комсомольские, производственно-хозяйственные объединения и научно-технические центры не рассматривались, тогда как отдельные самостоятельные субъекты производства, но, тем не менее, именно их деятельность явилась предпосылкой развития малого бизнеса.
В конце 80-х годов коренные изменения в политической, социально-экономической сфере страны предоставили возможность заниматься предпринимательской деятельностью на легальной основе. Появились первые кооперативы, ассоциации предпринимателей, участников кооперативного движения. Но отсутствие законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность, заставляло кооператоров, защищать свои интересы, выступать перед чиновниками, с экранов телевизоров. Таким образом, активная агитация приводила к объединению ряда предпринимателей. В результате формировались отраслевые предприятия, в т. ч. и малого бизнеса в области сельского хозяйства, наукоемких отраслей, торговой деятельности. Так, в 1990 году создается Российский союз совместного предпринимательства, через год Аграрный союз. Под управлением Райисполкомов при поддержке кооперативов появляются товарищества, первые открытые акционерные общества.
Начало 90-х годов произошел процесс приватизации старых государственных предприятий, который не обошел стороной и малый бизнес.Перераспределение государственной собственности способствовало еще большему укреплению развития предпринимательства, поскольку государственные предприятия не могли больше выдерживать конкуренцию.
Именно этот период (1992-1993 гг.) явился началом развития теневой экономики в сфере малого бизнеса. Большие налоговые сборы побудили предпринимателей к использованию различных схем уклонения от налогов через двойную кассу и «серые» схемы.
Последующее развитие малого бизнеса выявило структурные проблемы, касающиеся всего экономического сектора. Заявленные в период советского времени ориентиры на развитие наукоемких, высокотехнологичных, инновационных технологий сменились на далекие от общегосударственных программ торгово-посреднические отношения.
Экономический развал и политическая неразбериха 1991-1993 годов привели к тому, что значительная часть малого бизнеса была переориентирована на коммерческую деятельность. Предприятия, которые не успели вовремя перестроиться на новую рыночную экономику, были разрушены и ликвидированы, ведь отныне главным видом деятельности в сфере бизнеса становится торговля.
После 1993 года происходит определенный подъем развития малого бизнеса. В этот момент начинает создаваться правовая основа предпринимательской деятельности.
С 1998 года появляется новое законодательство, ужесточающее требования к предприятиям малого бизнеса. Отныне при регистрации необходимо обращаться в различные фонды (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, ФОМС и т.д.). Малый бизнес наталкивается на бюрократические процедуры, процесс регистрации предприятий усложняется [25. С. 125].
Таким образом, проблемы стоящие перед малым бизнесом на сегодняшний день, имеют достаточно глубокие корни и выходят из проблем, возникших еще на этапе формирования. Так, в нашей стране традиционно самой популярной сферой деятельности малого бизнеса и в настоящее время является оптовая и розничная торговля - 30,3% от общего числа малых предприятий в стране. На втором месте по значимости идет сфера операций с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг - 16% и обрабатывающая промышленность -16%. Третье место занимает такой вид деятельности, как строительство - 14% (более полная информация о распределении малых предприятий по видам экономической деятельности отражена на рисунке 1.1 и в приложении 1) [34].
По опыту европейских стран можно судить, что расширение деятельности малого бизнеса является одним из условий развития рыночной экономик. Малый бизнес занимается теми сферами экономики, в которых крупным предприятиям работать невыгодно или даже невозможно. Малые предприятия более мобильны, имеют сравнительно более высокую оборачиваемость капитала, что обуславливает их способность к развитию и расширению собственной деятельности.