Роль малого бизнеса в экономике России
Как явствует из самого определения, «малый бизнес» - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях, конституционирующих сущность этого понятия.
Как показывает мировая практика, основным критерием, на основе которого предприятия различных организационно правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу является:
ü численность персонала;
ü размер уставного капитала;
ü величина активов;
ü объем оборота (прибыли, дохода).
В российской практике существование малого предпринимательства было разрешено в 1988 г. В этот период к числу малых отнесли государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 чел. Впоследствии критерии отнесения предприятий к малому бизнесу неоднократно менялись в соответствии с принятием новых законов о малом предпринимательстве. Такие изменения были в 1990 г., в 1991 г., в 1993 г., в 1995 г. Последние изменения были приняты 14 июня 2007 года в Федеральном законе РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» № 88-ФЗ. Под субъектами малого бизнеса стали пониматься коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает 100 человек независимо от вида деятельности предприятия [2]
Но основным критерием отнесения предприятия к малому бизнесу является сумма выручки за предшествующий год без учета НДС. Так для отнесения организации к малому бизнесу, её выручка должна быть не более 400 млн. руб. [6].
В Федеральном Законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» установлено, что под субъектами малого бизнеса понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Малое предпринимательство - с одной стороны специфический сектор экономики, создающий материальные блага при минимальном привлечении материальных, энергетических, природных ресурсов и максимальном использовании человеческого капитала, а с другой - сфера самореализации и самообеспечения граждан, в пределах прав, предоставленных Конституцией Российской Федерации.
В настоящее время наблюдается снижение количества субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации. Это четко прослеживается на рисунке 1.1 [34].
Проанализировав рисунок 1.1 можно сделать вывод, что количество малых предприятий в 2009 года по сравнению с 2008 годом снизилось на 55 тысяч единиц. Снижение количества субъектов малого предпринимательства обусловлено экономическим кризисом, а так же не стабильностью малых предприятий и их неготовностью к осуществлению деятельности в рамках быстро меняющихся условий. Анализировать количество малых предприятий более ранних периодов нерационально из-за изменения в 2008 г. критериев отнесения предприятий к малым. Как следствие экономического кризиса и снижения количества малых предприятий, оборот сферы малого бизнеса так же уменьшился, хотя и не так значительно. Так в 2008 году эта цифра составляла 100093,5 млрд.руб., по состоянию же на III квартал 2009 года, оборот малых предприятий по РФ уменьшился до 8805,9 млрд. руб.
Рис. 1.1 Динамика развития малого бизнеса в РФ в 2008-2009гг., тыс. ед