Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Из данных таблице 2.3 следует, что по всем показателям, характеризующим финансовые результаты, произошли структурные изменения: 2010 год оказался самым тяжелым, так как на конец года образовался убыток в сумме 320814 тыс. руб.; 2011 год закончился с положительными результатами: чистая прибыль составила 1573127 тыс. руб.; 2012 год характеризуется положительно, однако доля чистой прибыли уменьшилась на 19,52% (99,15 - 79,63) и составила 575633 тыс. руб. Но данная чистая прибыль для таких больших краткосрочных и долгосрочных обязательствах очень маленькая.
В 2012 г. по сравнению с 2011 г. значительно увеличилась доля прибыли от продажи продукции на 126,22% (141,78 - 15,56); доля прочих доходов на 93,5% (145,06 - 51,56).
Коммерческие расходы с каждым годом растут, в 2011 году рост составил 93,62%, а в 2012 году 49,81%. Управленческие расходы за 2010-2012 гг. не было, появились только в 2012 году.
Проведем факторный анализ прибыли.
Рассчитаем влияние выручки от продаж продукции на прибыль от продажи в ОАО «УАЗ».
. Влияние изменения выручки от продаж продукции на прибыль от продаж:
∆Пр1 = Пр0 х Jр - Про = Пр0 х (Jр - 1), (2.1)
где ∆Пр1 - прирост (уменьшения) прибыли за счет изменения выручки от продажи продукции, руб.;
Пр0 - прибыль от продажи базисного (предыдущего) периода, руб.;р - индекс изменения объема продажи, определяемый отношением выручки от продажи (без НДС) отчетного периода (Вр1) к выручке от продажи предыдущего периода (Вр0) по формуле:
р = Вр1: Вр0, (2.2)
год: Jр = 8372772: 7187817 = 1,1648
год: ∆Пр1 = 75964 х (1,1648 - 1) = 12519 руб.
год: Jр = 11040112: 8372772 = 1,3185
год: ∆Пр1 = 246961 х (1,3185 - 1) = 78657 руб.
. Влияние изменения уровня себестоимости на прибыль от продажи (∆Пр2):
∆Пр2 = С0 х Jр - С1, (2.3)
где С0, С1 - себестоимость продукции предыдущего и отчетного периода, руб.
год: ∆Пр2 = 6944124 х 1,1648 - 7801049 = = 287467 руб.
год: ∆Пр2 = 7801049 х 1,3185 - 8784089 = = 1501594 руб.
. Влияние изменения уровня управленческих расходов на прибыль от продажи (∆Пр3):
∆Пр3 = Ру0 х Jр - Ру1, (2.4)
где Ру0, Ру1 - управленческие расходы предыдущего и отчетного года, руб.
год: ∆Пр3 = 0 х 1,3185 - 744579 = -744579 руб.
. Влияние изменения уровня коммерческих расходов на прибыль от продажи (∆Пр4):
∆Пр4 = Рк0 х Jр - Рк1, (2.5)
где Рк0, Рк1 - коммерческие расходы предыдущего и отчетного года, руб.
год: ∆Пр4 = 167729 х 1,1648 - 324762 = -129391 руб.
год: ∆Пр4 = 324762 х 1,3185 - 486526 = -58327 руб.
. Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли от продажи продукции:
∆Пр = ∆Пр1 + ∆Пр2 + ∆Пр3 + ∆Пр4 (2.6)
год: ∆Пр = 170997 руб.
год: ∆Пр = 777957 руб.
Результаты факторного анализа показали:
в 2011 г. в связи с ростом выручки от продажи продукции прибыль увеличилась на 12519 руб. и на 287467 руб. - за счет снижения себестоимости единицы продукции. Темп прироста выручки от реализации продукции 16,48% ((8372772 - 7187817): 7187817 х 100)) опережал темп прироста себестоимости продукции 12,34% ((7801049 - 6944124): 6944124 х 100));
в 2012 г. в связи с ростом выручки от продажи продукции прибыль увеличилась на 78657 руб. и на 1501594 руб. - за счет снижения себестоимости единицы продукции. Темп прироста выручки от реализации продукции 31,86% ((11040112 - 8372772): 8372772 х 100)) опережал темп прироста себестоимости продукции 12,34% ((7801049 - 6944124): 7801049 х 100));