Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия
В последние три года Ульяновский автомобильный завод демонстрирует стабильные объемы производства и продаж. По итогам 2011 года УАЗ произвел и продал более 66 000 автомобилей, что сопоставимо с уровнем 2010 года. В 2012 году предприятие планировало произвести и продать около 67 000 автомобилей.
Продукция ОАО «УАЗ» поставляется практически во все регионы России и ближнего зарубежья. По объему продаж предприятие обладает Европейским призом «Золотой Меркурий».
Товародвижение организовано через расширенную сеть, состоящую из дилеров, которая обеспечивает потребителей автомобилями в разных регионах страны, насыщая, тем самым, рынок конечных покупателей необходимыми автомобилями. Сбытовая сеть - это одноуровневый, либо двухуровневый канал распределения. Отношения между производителем и дилером осуществляется договором, который един для всех. Согласно этому договору ОАО «УАЗ» обязуется передать в собственность дилеру автомобили марки УАЗ, а дилер обязуется принять и оплатить их в соответствии с условиями договора. Также дилер обязан организовать через свою торговую сеть их розничную продажу, гарантийное и послегарантийное техническое обслуживание и ремонт, дилер обязуется, кроме того, предпринять усилия по поддержанию торговой марки и имени ОАО «УАЗ».
Минимальный годовой объем продаж автомобилей марки УАЗ утверждается ОАО «УАЗ» в согласованной форме к договору по предоставленному в рамках бизнес-плана дилера проекту плана продаж на год. Утвержденный годовой план считается предварительной заявкой на год. Минимальный заказ на квартал 20% от годового объема продаж, максимальный заказ на квартал 35% от годового объема продаж.
Оплата производится по свободно-отпускной цене и в соответствии с видом оплаты, согласованными сторонами в заявке. Виды оплаты по договору могут быть следующими:
1. 100% предоплата товара
2. Оплата траншами
3. Оплата с отсрочкой (с удержанием паспорта транспортного средства до исполнения дилером обязанности по оплате Товара)
ОАО «УАЗ» предоставляет дилеру дополнительную скидку (бонус) за выполнение ежемесячного плана продаж и выполнении плана продаж накопительно с начала года (при соблюдении финансовой дисциплины) в размере 2% от стоимости поставленного товара за отчетный месяц. Бонус за сверх-заявочные автомобили не начисляется. Бонус предоставляется путем единовременного перечисления денежных средств на расчетный счет дилера в месяце, следующим за отчетным. Дилер ведет полную и своевременную отчетность, отражающую сбыт и обслуживание товара. Стороны несут взаимную ответственность за ненадлежащее исполнение договорных обязательств, за исключением случаев неисполнения или ненадлежащего исполнения условий договора, если таковые действия (бездействия) вызваны форс-мажорными обстоятельствами.
Рассмотрим структуру продаж автомобилей по экономическим регионам (рис. 2.1):
Рис. 2.1. Структура продаж автомобилей по регионам за 2012 год
Из рис. 2.1. следует, что Поволжский регион (22%) и Центральный (13%) занимают лидирующее положение по количеству покупок наших автомобилей, за ними традиционно следуют Восточно-Сибирский, Западно-Сибирский и Уральские регионы - объем продаж в этих регионах составляет по 12%. Продажа в Дальневосточном регионе составляет только 10% - это связано с ввозом в нашу страну подержанных импортных автомобилей.