Мероприятия по совершенствованию финансового контроля
Отчетность об использовании бюджета разделяется на оперативную, ежеквартальную, полугодовую и годовую. Сбор сведений, свод, формирование и представление отчетности об использовании бюджета производится уполномоченным органом исполнительной власти или исполнительным органом местного самоуправления.
В случае установления фактов недостоверности и неполноты сведений, содержащихся в заключениях, руководители и аудиторы Счетной палаты РФ могут быть освобождены решением Государственной Думы или Совета Федерации от занимаемых должностей. Иные должностные лица несут ответственность за недостоверность и неполноту сведений, содержащихся в заключениях и документах, представляемых в Государственную Думу для принятия решения по отчету об исполнении федерального бюджета, в соответствии с законодательством.
Счетной палатой РФ в 2011 году было проведено 501 контрольное и экспертно-аналитическое мероприятие, из которых 370 мероприятий являются контрольными и 131 - экспертно-аналитическими. Счетной палатой контролировалось 1150 объектов в 83 субъектах РФ.
За 2011 год Счетной палатой РФ было выявлено нарушений в финансово-бюджетной сфере РФ на сумму 718,5 млрд. рублей. Максимальная доля нарушений, выявленных Счетной палатой, приходится на неисполнение требований БК РФ (размер нарушений составляет 356,3 млрд. руб.).
Основным фактором, влияющим на положительную динамику исполнения представлений Счетной палаты, послужило усиление взаимодействия Счетной палаты с Генеральной прокуратурой РФ и иными правоохранительными органами.
В Генеральную прокуратуру РФ и иные правоохранительные органы в 2011 году было направлено 176 материалов по результатам проведенных контрольных мероприятий, в том числе в органы прокуратуры - 63, Следственный комитет Российской Федерации - 31, МВД России - 40, ФСБ России - 42 материала.
Счетной палатой с каждым годом выявляется всё больше и больше нарушений законодательства в финансово-бюджетной области. В 2011 году по сравнению с 2009 годом данных нарушений выявлено на 301,5% больше. Можно смело утверждать о хорошей работе в сфере контроля за государственными финансами со стороны Счетной палаты и об отсутствии давления со стороны иных федеральных органов на автономную работу Счетной палаты.
Результативность государственного финансового контроля является важным компонентом оценки эффективности использования государственных средств, являющейся современной тенденцией развития всей системы ГФК, а поэтому принятие мер по повышению результативности контроля будет способствовать усилению его действенности, что скажется положительно и на процессе модернизации государственных финансов.
К числу факторов повышения результативности возможно отнести решение существующих проблем в сфере стандартизации контроля, усиление действенности финансовых санкций, внедрение и активное использование информационных технологий, а также отдельных типов ГФК, таких как аудит эффективности и стратегический аудит.
) Образование единой системы информационного обеспечения органов государственного финансового контроля.
) Разработка механизма взаимодействия и четкого разграничения полномочий и ответственности между органами государственного финансового контроля РФ для исключения параллелизма и дублирования в работе.